введение наука гармонии жизни эзотерика востока и запада история мировых религий статьи и публикации
 





Обратно к содержанию

ОСНОВЫ ЭЗОТЕРИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Книга третья
"ЭВОЛЮЦИЯ СОЗНАНИЯ НА ПЛАНЕТЕ. 4 ЦАРСТВА ЗЕМНОЙ ПРИРОДЫ. ДУША ЧЕЛОВЕКА И ЕЕ РАЗВИТИЕ"

Б Е С Е Д А   Д В Е Н А Д Ц А Т А Я

В отдаленные, древнейшие времена, так как человек не был столь образован, как сейчас, разум его был значительно менее развит, чувства, ощущения, восприятия играли большую роль в его жизни, чем сейчас. Чувствами, ощущениями руководствовался он в повседневной жизни, так как только инстинкты управляли полностью его поведением. Так как его чувства и ощущения были более обострены, он мог испытывать более сильное чувство соединения с природой, с окружающей средой, с планами жизни Вселенной. Естественно, он более тонко мог воспринимать энергетическое влияние на него окружающей среды. Древние, начиная с шумерской культуры, знали о влиянии на человека энергий всех планет солнечной системы, энергий космических сфер Зодиака, знали и использовали это знание в повседневной жизни, знали о влиянии мыслей или сильных чувств одного человека на другого.
По мере того, как человек изучал этот мир, он начинал понимать, что есть некие внешние силы, которые сильно и активно на него влияют. С самых древних времен человек стремился использовать эти силы, подчинить их и использовать. Изучение тонкого мира, его влияния на человека, методы использования сил астрального мира, методы контроля над ними - это предмет теории и практики магии. Это знание очень древнее, ему много тысяч лет.
В некоторых регионах планеты тысячелетия человек изучал не только астральные влияния на человека, не только те силы, которые влияют на него извне, но и свой внутренний мир. Особенно активно изучение влияния энергий, воздействующих на человека, и внутренних сил самого человека осуществлялось в Индии. Индия - это одна из древнейших цивилизаций возникших на Земле. В мировоззрении этой цивилизации всегда подчеркивалась активная роль человека в реализации своего духовного развития. В Индии изучение внутренних сил человека и внешних сил, на него воздействующих, было довольно массовым. Очень много людей посвящало этому свою жизнь: это были аскеты, отшельники, йоги. Эти тысячелетние усилия привели к тому, что знание о внутреннем устройстве человека, методы развития его тел, т.е. методы развития сознания, стали постепенно оформляться в отдельные системы.
Исследование внешнего воздействия сил тонкого мира не могло не привести к тому, что человек стал изучать и свой внутренний мир тоже. Исследования привели к выводу, что человек - это существо, которое в самом себе соединяет два мира, внешний мир и внутренний, физический и тонкий. Если на человека влияет внешний мир, то тут же это сказывается на внутреннем его состоянии. И наоборот, если человек активно проявляет какое-нибудь чувство, это оказывает воздействие на внутреннее состояние другого человека.
Например, громкая ругань, сопровождаемая сильным эмоциональным выплеском в адрес какого – ни будь человека, может вызвать боли в сердце или в животе этого человека. Силами внутренними, т.е. силой мысли, чувств, эмоций, человек влияет на внешний мир.
В Индии одновременно исследовались методы развития внутренних сил человека и как человек влияет на окружающую среду своими мыслями и чувствами. И наоборот, влияние окружающего мира на внутренний мир человека. Эти исследования были всегда тайными, результаты, методы, наблюдения передавались от Учителя к ученику.
Это не имеет никакого отношения к передаче информации, к чтению книг, это имеет отношение к методам, развивающим внутренние тела человека, и значит к развитию его сознания.

Тайными, потому что развитие тел означает развитие сознания, т.е. могущества. Развитие любых тел человека, начиная с физического, неизбежно приводит к усилению его влияния на окружающий мир.
Как человек употребит это влияние - это вопрос важнейший. Стремится к власти, к управлению другими, к могуществу огромное число людей, чаще всего духовно неразвитых. Поэтому знания были всегда скрываемыми.
Каждый Учитель в Индии владел своими методами, способами раскрытия сверх могущественных возможностей человека. Ценность Учителя состояла и сейчас состоит в том, каким уровнем знания обладает он в этой области. Подлинный Учитель - это не теоретик, это не болтун на эзотерические темы, это человек, владеющий практическими методами. Такого человека в Индии и на Востоке всегда называли Мастером.

Я начала посвящать вас в древнейшие, эзотерические знания с того, что познакомила вас с метафизическими представлениями Египта. Это темы первых двух книг «Сотворение мира. Бог. Человек» и « Метафизика. Универсальные Принципы Космического и земного бытия». Несколько дальнейших тем - это древнейшие знания Индии и древнего Тибета. Моя цель - передать вам синтез знаний, так называемое планетарное знание, то основное из разных духовных традиций, которое поможет сформировать целостную картину Универсального феномена, который мы называем “ Жизнь“. Каждая духовная традиция имеет свои особенности. В частности, Египетская традиция передала будущим поколениям людей знания о Законах и Принципах Универсальной Жизни, Индия оставила будущим поколениям конкретные знания об устройстве человека и дала методы духовного развитии человека. Вы должны знать, что практически все методы работы с сознанием человека были разработаны в древней Индии. Мы должны быть ей благодарны за эти знания. Индия является духовной наставницей не только Азии, но и всей планеты. Знания об истинном устройстве человека и о его связи с тонкими мирами существовали в Индии в течение многих тысячелетий, но наиболее полно были систематизированы в средневековых текстах индийского тантризма (V, VI вв.). В этот же период времени возникло учение тибетского тантризма, включающее методы медитаций, упражнений, имеющие целью развитие тел человека.
С самых древних времен Учителя, миссионеры индуизма пересекали границы Индии, распространяли знания и практические методы на различных территориях Азии. Именно поэтому Индия - светоч и источник духовных знаний и практик Азии.
Когда значительно позже, в XIX, ХХв.в. благодаря Е.П.Блаватской, Рерихам и другим, знания о духовных традициях и практиках Востока стали проникать в Европу, европейские ученые, изучавшие вопросы тантризма, были удивлены, т.к. они встретились с одинаковыми практическими методами, которые существуют во многих странах Азии. Методы работы человека со своим внутренним миром практически одни и те же в таких странах как Китай, Монголия, Япония, Тибет. Это следствие того, что при многообразии мистических традиций Востока по-разному объясняющих мир, прикладное направление духовных знаний всегда нацелено на преображение человека, в отличие от мистических идей западных религий. Западное мышление мало интересует внутреннее могущество человека, его более интересует внешнее, денежное, социальное могущество. Так как человек одинаков и в Индии, и в Тибете, и в Китае, это существо с одинаковым устройством, то естественно, что методы тоже одинаковые во всех восточных традициях. Методы пробуждения центров тонких тел во всех восточных мистических течениях одни и те же.
Если позитивная наука Запада изучала в основном физическое строение тела, анатомию человека, далее анатомии не шла, и ничего кроме анатомии не знает, то мистицизм Востока изучал глубинное строение человек. Цель изучения была только одна - преображение человека. Духовные традиции Востока, в отличие от духовных направлений Запада, предлагают человеку самостоятельное, активное, волевое устремление к преображению своей личности. Религиозное мышление Запада считает личную активность человека величайшим грехом.
Мистицизм Востока тысячелетиями до развития позитивной науки, медицины изучал человека, его строение не только в аспекте духовного развития, но и в аспекте здоровья человека. Это исследования Китая. Китайская древнейшая медицина целиком основана на знании об устройстве эфирного тела человека. Но основная цель всех духовных традиций Востока - это духовное преображение Человека. Не только Индия занималась развитием духовных практик. Значительно позже, чем в Индии, методы развивались в суффийских орденах, в ранних христианских монастырях, в посвятительных школах иудаизма.
Но, как бы словесно ни выражала свои идеи та или иная духовная традиция, термины, названия могут быть разными, но метод работы с человеческим сознанием не может быть разным, он один. Это метод пробуждения энергетических центров, существующих на внутреннем уровне человека.
Наиболее полно знания о многомерном строении человека, методы работы с чакрами отражены в текстах Индийского тантризма. В этих текстах дана подробнейшая методология работы с тонкими телами. Метод работы с тонкими телами человека называется йогой. Основателем классической йоги считается индийский философ Патанджали. Ошибкой было бы считать, что существует единственная йога и единственный способ работы. Они схожи, они имеют общую цель, направленность, но сами по себе способы разные.
Все восточные мистические традиции по-разному называют космическую энергию: в Индии - “прана”, в Китае - “ци”, в Тибете - “шакти”. Разная терминология, но принципы работы одни и те же. Само слово "йога" - санскритское, обозначает "соединение". Поэтому йога - это наука о воссоединении поверхностного сознания с сознанием внутренних тел человека, наука о постепенном, медленном расширении сознания, то, что называется подлинным духовным развитием. Так, хатха-йога – это соединение бодрствующего сознания человека с сознанием эфирного тела. Все методы хатха-йоги нацелены на совершенствование структуры каналов, на создание более полного снабжения энергией каждого органа физического тела, на насыщение энергией эфирной оболочки человека, т.е. это йога оздоровления, усиления жизненности, бодрости и активности человека.
Раджа йога и цигун – это соединение бодрствующего сознания человека с астральным телом. Методы работы с чакрами, подлинная духовная практика, развивающая астральное тело и способствующая развитию высших чакр т.е. духовному совершенствованию.
Все методы йоги, в какой бы традиции они не возникали, нацелены на пробуждение нового сознания, на формирование сверхчеловека, трансцендентального человека. Все методы формируют новое сознание, а значит новые возможности человека, более широкие возможности восприятия энергий тонких миров и, следовательно, новые творческие возможности человека. Древние тексты Индии, такие как Бхагавад- Гита, упоминают некоторые йоги.
1. Хатха-йога - самая начальная и примитивная форма йоги.
Эта йога подготавливает физическое тело человека к тому, чтобы оно было способно выдержать более высокие энергии при иных методах. Это йога первой ступени. Работа с эфирным телом человека, значит, это регулирование праны, насыщение энергией физического тела. Методы этой йоги - это позы, асаны. Она называется шиваистской. Это первая подготовительная ступень, к духовной трансформации личности она отношения не имеет, ее цель - совершенствование физического тела.
2. Раджа-йога. Более высокая ступень йоги. Механизм ее противоположен хатха-йоге. Ее методы начинают действовать тогда, когда физическая оболочка уже подготовлена. Это методы развития ума воображения, высших психических способностей человека. Развитие способности человека воображением управлять всеми процессами своего внутреннего мира. Этой йогой я пользуюсь тогда, когда провожу медитации. В Индии ее называют королевской йогой. Цель этой йоги - научить человека насыщать организм потоком энергии силой мысли, воображением, силой мысли создавать зрительные образы, управлять потоком праны, способствовать оздоровлению и омоложению организма. Это самый действенный метод для раскрытия чакр. В практике этой йоги огромное значение имеет мысленная концентрация и воображение. Это вишнуистская йога.
3. Бхакти-йога. Метод развития астрального тела через почитание и любовь к Божеству, к гуру.
4. Карма-йога. Последователи этой йоги воспринимают любую работу как долг. Вырабатывается спокойное отношение к жизни как к потоку, вырабатывается терпение, вообще восприятие жизни как долга. Почитатели и последователи этой йоги принимают любые события в своей жизни как должные, любую работу - как необходимость. Возникает мудрое отношение к жизни, преодолевается эгоистические требования к окружающему миру.
5. Джнана-йога. Самая высшая йога, которой в Индии занимаются очень не многие люди. Это йога познания. Познание мира через интеллектуальное развитие, формирование мудрого отношения к жизни благодаря знанию Законов Вселенской и земной жизни.
6. Мантра-йога. Основана на повторении определенных мистических формул - мантр, которые произносятся в определенной тональности, с помощью слов создается вибрационный поток, который воздействует на тонкое тело человека. В христианстве этот метод тоже применяется - это чтение молитв.
7. Лайя -йога. Это в основном медитация, но в отличие от других видов медитаций, это внутренняя концентрация, сосредоточение на внутренних частях своего тела. Йога выполняется с закрытыми ушами. Погружение в свой внутренний, физический мир.
Встает вопрос: что такое агни-йога? Это интеллектуальное учение, которое не имеет отношения к конкретной йоге в Индии.
Все виды йоги требуют очень опытного руководства. Заниматься по книгам и с шарлатанами нельзя, это опасно для жизни, т.к. занятия связаны с методами энергетического воздействия, которые могут разрушить физическое тело, тонкие тела. Занятия йогой с невежественными наставниками ведут к сумасшествию, к физическим заболеваниям или просто не приводят ни к каким результатам, просто пустая трата времени.
Кроме того, может развиться состояние пассивности, что является противоположным задаче йоги - испытать некие мистические переживания, высокие экстатические состояния. Считается, что самой высшей йогой является Джнана-йога. Основная ее цель - развитие ментального тела, формирование мудрого отношения к жизни, формирование истинного мировоззрения. Это должно изменить отношение человека к жизни, глубинно изменить личность и помочь ей избежать страдания, что является результатом невежества. Будда говорил, что Джнана-йога является единственным проводником человека через океан жизни. Состояние самадхи, блаженства есть результат всех высших йог.

Человеческое существо в индуизме признается существом сложным. Оно внутри физического тела содержит несколько энергетических, тонких тел, каждое из которых имеет свои особенности и свои функции. Человек проявляет несколько видов сознания. Он одновременно принадлежит Земле и всем мирам Вселенной. Я в этой книге хочу рассказать о двух оболочках: эфирной и астральной. Я хочу еще рассказать, почему развитие астрального тела является одной из важнейших задач в духовном развитии человека. Астральный мир является промежуточным, связующим между физическим и духовными мирами. Астральное тело человека является связующим между физическим телом и духовными телами и поэтому развитие его - наиболее важная задача духовного развития. Развитие этого тела является одной из важнейших задач всех духовных методов. Если астральное тело не развивается, духовное развитие человека не возможно никаким образом - нет связи между физическим телом и духовными телами.
Все духовные системы Индии владели собственными секретами развития этого тела.
Западный человек есть продукт современного западного научного знания. Современная медицина, педагогика и все прочие наши науки, которые полагают, что они утверждают истинное знание о жизни, имеют о ней самое фантастическое представление. Истинное устройство человека, Вселенной и Законов Жизни не известно современному западному человеку и это причина того, что человек считает себя отделенным и независимым от всего окружающего мира. Эта иллюзия, это ошибочное представление, принимаемое за истину, побуждает человека защищать только свою физическую целостность. Он воспринимает окружающий мир как мир враждебный: он сам борется, вокруг видит только борьбу и ненависть. Человек наполнен желанием властвовать, управлять, враждебностью, агрессивностью.
Человек не знает, по каким принципам он существует, что происходит с окружающей средой, когда он так враждебно настроен. Он не знает того, что по Законам Жизни можно получить только то, что отдаешь, что мир лишь реагирует на него, что его судьба полностью зависит от его проявлений. В конечном итоге, его невежество является источником его страданий и страданий людей, с которыми он общается. Именно это незнание мешает человеку гармонично жить и духовно развиваться. И пока человек не будет иметь истинных представлений о мире, в котором живет, о себе, о своем влиянии на окружающих и о своей зависимости от окружающей среды, жизнь его и жизнь общества будет наполнена враждой, ненавистью и борьбой.
В Библии в Пятикнижии Моисея, в этих посвятительных текстах есть образ Древа жизни. Моисей говорит, что все в Мироздании взаимосвязано, все формы жизни могут проявляться и развиваться только благодаря энергообмену между планами. Жизнь в одном мире связана и зависима от жизни в другом мире. Надо понимать, что вокруг вас океан жизни, что каждый человек является частью этой универсальной жизни.
Знаем мы это или не знаем, хотим или не хотим, мы участвуем в этой единой, взаимозависимой жизни. Чтобы научиться жить, а не медленно стареть, борясь со своим окружением, чтобы научиться жить без страданий, в едином вселенском, гармоничном процессе, надо научиться жить, не разрушая жизнь вокруг нас.
Человек очень хорошо должен представлять, как влияет он своими вибрациями на окружающий мир, и как мир, в котором он живет, влияет на него. Мы должны очень хорошо представлять, что мы существа невероятно сложные, что эволюцией нам даны инструменты для общения со всеми планами бытия. Знаем мы о том, что живем в океане вибраций и реагируем на них или нет, не имеет никакого значения. Мы реагируем на эти вибрации, ответно действуем под влиянием этих вибраций, чаще всего разрушительно. Таким образом, окружающий нас мир очень зависит от наших внутренних свойств. В этом смысл изречения: "Царство Божие внутри вас". Внутри нас есть сознание, которое дает возможность любить этот мир, понимать, сочувствовать и сострадать всему. Только тогда когда возникает другой, более гармоничный внутренний мир, человека, тогда его внешние проявления становятся тоже гармоничными. Гармония в окружающем мире целиком и полностью зависит от нашего внутреннего состояния, от нашего духовного развития.
Истинное духовное развитие человека начинается с признания этого факта. Начинать надо с себя. Чтение Е.П.Блаватской и Рерихов никакого отношения к духовному развитию не имеет.
Человек не начинает под влиянием такой литературы меняться как личность и, следовательно, не меняет ни свое отношение к миру, ни свои проявления в нем. Менять отношение - означает понимать свою ответственность за формирование гармонии или уродства окружающего мира, означает осознанный контроль над своими эмоциями и чувствами, значит осознанное формирование более совершенного астрального тела, способного любить и прощать.
Ответственность человека за формирование гармонии или уродства – это не просто слова. Каждое наше действие является причиной дальнейших следствий, которые влияют не только на окружающий мир, на окружающих нас людей, но и по Закону кармы возвращаются к нам же. Вся причина многих страданий этого мира состоит в том, что человек высокомерно убежден, что он сам знает, как ему будет лучше. Вследствие этого, он ничего не принимает на веру, а всю энергию направляет на то, чтобы любой ценой достичь наиболее благоприятных условий существования. Надеюсь, что мне удастся убедить вас в том, что условия, сложившиеся в настоящий момент, являются как раз самые подходящие для вашего развития. Именно такие условия подталкивают вас к изменению себя. Подробнее об этом я расскажу в книгах « эзотерическая астрология». Нужно верить в мудрую сущность жизни. Сейчас многие думают, что они – личность, вокруг них находится Вселенная, а вне Вселенной пребывает Бог. Такие люди называют себя верующими, но они совершенно не способны никого любить, развивать сердце. Потому что в основе их мировоззрения лежит идея разделения всего. В реальности Бог – это Вселенная и он неотделим от вас и от каждого.
В ХХ веке жил индийский мистик, мудрец Рамана Махарши. «Махарши» - означает великий мудрец. Мне нравится одно его высказывание:
« Я – это сердце. Сердце светит само по себе. Свет поднимается из сердца и восходит к мозгу, где размещается разум. Мы видим мир посредством разума, т.е. с помощью отраженного света сердца. Мы воспринимаем его с помощью разума. Когда разум просветляется, он начинает осознавать мир. Когда разум не просветляется в должной степени, он не осознает мира. Если разум обращается к источнику света, объективное знание исчезает, а сияет одно лишь Я или Седце».
Не развитое сердце не дает возможности увидеть этот мир, окружающих людей, понять себя, так как тогда разум не осознает все правильно. Если сердце молчит, т.е. не развито астральное тело и нет сострадания, милосердия, мудрости, тогда поведением человека управляет эгоизм. Эгоизм – страшное заболевание интеллектуального человека и им болеет практически каждый. Эта болезнь не позволяет увидеть страдание другого, не позволяет правильно понять другого. Она побуждает видеть только себя, но чаще всего в нереальном, подчас фантастическом свете. Об этом я подробно расскажу в книге « Эзотерическая психология». Только предельно развитое сердце, т.е. развитое астральное тело, дает возможность жить гармонично, видеть этот мир как мир взаимосвязанной жизни.
Ранние христиане говорили « Понудь свой разум сойти в сердце». Т.е. научись видеть и понимать окружающий тебя мир, руководствуясь сердцем, а не разумом. Если происходит соединение развитого сердца с умом, ум становится мудрым и милосердным. Астральное тело надо осознанно развивать.


Обратно к содержанию