введение наука гармонии жизни эзотерика востока и запада история мировых религий статьи и публикации
 





Обратно к содержанию

ОСНОВЫ ЭЗОТЕРИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Книга четвертая
"РАЗВИТИЕ МЕНТАЛЬНОГО ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА. ОТ ИНСТИНКТИВНОГО СОЗНАНИЯ К ФИЛОСОФСКОМУ МЫШЛЕНИЮ"

Б Е С Е Д А   Ч Е Т Ы Р Н А Д Ц А Т А Я

Индивидуализированная душа человека проявляет три вида сознания: это сознание астрального тела, инстинктивный разум, сознание ментального тела - интеллект и сверхразум. Нарисуем графически человека:

scheme of soul

По схеме видно, что сознание астрального тела или инстинктивный ум, связан с физическим телом, он управляет работой этого тела и в свою очередь испытывает влияния физического тела, т.е. зависит от его потребностей. Мы так и говорим - инстинктивные потребности человека - потребность в сохранении жизни и в продолжении рода - это низшие инстинктивные потребности, связанные с телом, высшая инстинктивная потребность - быть в толпе себе подобных, с телом уже не связана, она связана с интеллектом. По схеме видно, что пока астральное тело не развито, оно полностью связано с телом физическим. Т.е. те или иные эмоции и чувства человека возникают в связи с удовлетворением потребностей физического тела.
Интеллект в очень малой степени связан с физическим телом, но в значительной степени связан с чувствами, желаниями. По схеме видно, что по мере развития интеллекта, он все менее связан с чувствами, находится выше, значит, развивается позже и является более сильным инструментом. До средней степени развития интеллект связан с астральным телом, т.е. в какой-то мере связан с инстинктом. Сверхсознание не соприкасается с инстинктивным разумом. Совершенно не зависимо от чувств, эмоций, состояний человека.
Итак, инстинктивный разум более принадлежит физическому телу, зависит от него, служит ему и соприкасается с интеллектом, но с высшим разумом уже нет. Это означает, что инстинктивные потребности целиком формируют то или иное чувство человека, интеллект может управлять инстинктивными потребностями, но может быть и зависим от них, т.е. человек будет думать преимущественно о том, как удовлетворить эти потребности. Человек сверхсознания никаким образом не зависим от инстинктивных желаний. Человек, находящийся на уровне инстинктивного сознания, если астральное тело его не развито, проявляет чувства преимущественно низшие - злобу, неудовлетворение, агрессию, зависть и так далее. По мере того, как астральное тело развивается, чувства все менее зависят от тела, появляются все более высокие чувственные проявления - сочувствие, сострадание, любовь, восторг. Ментальное тело участвует тогда, когда проявлена более низкая стадия инстинкта? Оно не участвует, оно выше. Когда человек находится на низком уровне развития, проявляя инстинктивное желание, он не думает, ментальное тело в проявлении инстинктивных желаний не участвует. Человек, как правило, мало думает, когда его захлестывает инстинкт. Ментальное тело выше, но если оно слабо развито, то оно полностью подчинено инстинктивному уму. Чем более развито интеллектуальное сознание, тем менее оно зависимо от инстинкта, тем более оно способно руководить, запрещать, пресекать инстинктивные потребности т.к. это сознание обладает более высокой энергией. Это проявиться в том, что прежде чем удовлетворить инстинктивное желание, человек начинает думать, анализировать, часто может запретить это желание.
Человек, проявляя сознание развитого интеллекта, часто когда занят размышлением над какими - то философскими вопросами, или когда находиться в интеллектуальном углубленном размышлении, вообще забывает о еде, о сексе, о всех инстинктивных потребностях. Потому что интеллект по мере своего развития начинает подавлять инстинкт и тот все менее и менее проявляется в сознании человека.
Когда проявлено сверхсознание, человек полностью контролирует чувства. По схеме видно, что это сознание совершенно не касается астрального тела, оно намного сильнее. Отсюда уже идут указания: ты не можешь так чувствовать! Это сознание никак не соприкасается с физическим телом, совершенно от него не зависит. Происходит явное разделение материи (физического тела) и духа. Мы отмечаем, что такой человек всегда спокоен, всегда невозмутим, что трудно его представить в состоянии эмоционального гнева, злобы, агрессии, потому что у него более высокое сознание и это сознание уже полностью управляет более низкими проявлениями. Чем более человек развивает сознание, тем более он независим от ощущений, потребностей физического тела, тем более он независим от чувств, эмоций и страстей. Чем более развито сознание, тем более проявлено ментальное тело в человеке. Тогда сознание этого человека полностью может управлять потребностями физического тела, прекратить боль и самостоятельно оздоровить какой-нибудь орган, способно совершенно приказать инстинкту затихнуть и способно заставить астральное тело существовать вне страстей.
Но сколько потребовалось воплощений, сколько надо было пройти человеку циклов существования для того, что бы достичь современного уровня развития - средне развитый интеллект. Интеллектуальное развитие началось в России, с XVIII века. С конца XVIII века, в России стали развиваться искусства. Первые поэты Державин, Жуковский - это почти наши современники. Интеллектуальное развитие нашего общества резко ускорилось в период существования советского государства.
Только обладая сверхсознанием, человек перестает быть механическим существом. Вплоть до уровня предельного развития интеллекта человек - существо абсолютно механистичное. Т.е. абсолютно неосознанно существуя, автоматически реагирует на любые внешние влияния.
Если уровень духовного развития человека не высок, удары судьбы побуждают его к развитию. Чем сильнее удары судьбы, тем для человека лучше. Недаром говорят, что страдания - это космический учитель, но это только для человека инстинктивного. Они заставляют его задумываться о причинах страдания, а необходимость думать - есть предпосылка к развитию интеллекта. Иначе он никогда бы не развил интеллект, если бы не было мощных ударов судьбы. Жизнь, ее страдания, и ее противоречия заставляют его сопоставлять и размышлять. Судьба или жизненная программа руководит развитием человека до полного развития интеллекта. С уровня, когда астральное тело уже хорошо развито и интеллект развит предельно, начинает проявляться в человеке некое качество, которое называется “воля”. Только по мере развития интеллекта в человеке начинает медленно и постепенно развиваться осознанная воля. Обладая интеллектом и волей, человек может выйти на уровень сверхсознания т.к. для этого необходимы убежденность и личные усилия. После достигнутого интеллектуального сознания только личными усилиями ума и воли человек может развить более высокое состояние сознания. Именно поэтому всегда в духовных школах было крайне малое число последователей, так как от человека, прежде всего, требовалось интеллектуальное развитие и, кроме того, интенсивные личные устремления. По пути духовного развития никого насильно тащить невозможно, все усилия окажутся бесполезными, если человек не желает сам дальше развиваться. Тогда, когда интеллектуальное сознание достигнет предела, медленно и постепенно начнет загораться маленький огонек следующего тела, тела интуиции или тела гениальности. Это то высшее сознание, которое мы называем духовным сознанием или духовностью. Это духовное сознание находится за пределами интеллекта, не связано с ним и пожалуйста не заблуждайтесь что можно с помощью накопленной информации, прочитанных книг, церкви или йоги как –нибудь выйти на уровень духовности.
По мере развития человек проходит три стадии сознания:
1.Полуживотное, получеловеческое сознание. Это сознание развивается под ударами судьбы, человек много воплощений управляется инстинктивным разумом. Постепенно страдания заставляют его развить следующий разум, а предыдущий начинает подавляться. Человек начинает управляться более высоким разумом - интеллектуальным. Вот тогда, когда инстинктивный разум достаточно принижен и управление переходит к более высокому инструменту, можно говорить, что это существо - человек. Инстинктивный разум становится подсознанием.
2. Человеческое сознание. На уровне этого сознания, человек совершенствуется как личность. Каждую жизнь он совершенствует способность думать, чувствовать, любить. Его задача - развить интеллект предельно для того чтоб появилась возможность правильно оценивать не только окружающую среду, но и себя. Только с уровня развитого интеллекта появляется возможность само осознания, т.е. изменения себя, развития в себе более высокого сознания.
3. По мере развития сверхсознания начинает проявляться глубинная индивидуальная воля. Глубинная воля и высший разум являются атрибутами индивидуальности, которая по мере своего медленного, медленного развития проявляет все более и более высокую степень сознания, более сильное энергетическое влияние на мир.

Каждое тело, принадлежащее человеку, требует питания для своего существования. Питание, способствующее развитию интеллекта - информация. Она нужна для развития интеллектуального сознания. Поэтому интеллектуальный человек всегда проявляет потребность в информации, в источниках знания. На среднем уровне развития ментальное тело становится прожорливым, оно требует все больше и больше питания, человек неразборчивый начинает поглощать все. Для развития ментального тела крайне важно самостоятельное размышление. Не достаточно много читать, или слушать лекции. Необходимо самостоятельно размышлять о полученной информации. Необходимо делать самостоятельные выводы. Это не значит, что ваши выводы всегда будут правильными. Скорее всего - нет. Но, это не важно. Хорошо то, что они самостоятельные. Это путь к развитию индивидуальности. Индивидуальное человеческое существо всегда думает самостоятельно. Оно не зависит ни от каких авторитетов, мнений, штампов толпы. Только пройдя интеллектуальный уровень, достигнув мудрости, став индивидуальностью, человек начинает развивать другое сознание.
Прежде всего, уходит беспокойство, свойственное интеллекту, уходит потребность во всякой информации. Основные проявления, которые свойственны более высокому развивающемуся сознанию - это состояние покоя, постоянное, не связанное с внешними обстоятельствами (покой исходит из мудрости), состояние радости. Возникает потребность во внутренней тишине. Человек стремится к медитативным состояниям. Само углубление доставляет человеку много радости, покоя.
Как медленно трансформируется состояние внутреннего мира человека по мере развития его сознания?
Внутренний мир инстинктивного человека характерен следующими состояниями: злобность, агрессивность, раздражение, постоянное неудовлетворение. Это - преобладающие состояния его внутреннего мира. Состояний любви, радости, восторга быть не может. Может быть только чувство удовлетворения, но гораздо чаще неудовлетворение, раздражение, зависть, ревность. И сделать здесь ничего нельзя, только развивать сознание.
Состояние внутреннего мира интеллектуального человека: беспокойство, нервозность, критичность к миру, склонность судить более других, чем себя, эгоизм, тщеславие, стремление к власти. Это - характерные проявления интеллектуального сознания. На этом уровне могут быть состояния временной радости, когда удовлетворены эгоистические потребности, могут быть состояния удовлетворения, но нет, и не может быть длительного состояния счастья, это не свойственно человеку интеллектуального развития. Здесь не поможет ничто: ни деньги, ни власть, ни социальные победы, ни кратковременные любовные состояния (кратковременные, потому что человек эгоистичен). Состояния счастья в его внутреннем мире нет и взяться ему неоткуда.
Только тогда, когда человек выходит за пределы интеллектуального сознания, его перестают интересовать накопления. Он прекращает конкурировать с социальном окружением. Его более не заботит то, какое впечатление он производит на окружающих, его перестают интересовать политические победы и т.д. Тогда уходит беспокойство, нервозность, критичность, зависть. Он более не участвует в конкуренции, свойственной социальным отношениям интеллектуальных людей. Тогда в его внутреннем мире возникают состояния покоя, радости, не зависящие от внешних факторов, состояние доброжелательного приятия каждого, состояние любви ко всему, что его окружает. Эта любовь заполняет его душу, это любовь безличностная.
По мере дальнейшего развития сознания возникает состояние блаженства. Блаженный - это человек, который находится в состоянии восторга, беспричинного восторга от жизни. Эти свойства характерны для очень высокого уровня сознания. Чем выше по духовному уровню человек, тем более насыщенное состояние счастья, блаженства, восторга возникает в его сознании. И чем ближе человек к Богу (внутри себя), тем более это проявлено. Чем ближе к инстинкту, тем менее покоя, нет и не может быть радости и счастья. Есть кратковременные состояния удовлетворения и длительные состояния не удовлетворения. Тем больше борьбы, страдания, несчастья.
Какие проявления возникают в сознании, когда начинает формироваться высший духовный разум? Как нам это узнать? По мере духовного развития в интеллектуальном человеке вдруг начинает проявляться некая внутренняя сила. Эта внутренняя сила не является следствием логических заключений, она исходит из глубин сознания, эти глубины где-то в области сердца, внутреннего чувствования. Эту силу, которая возникает на уровне глубинного сознания, наше логическое мышление вначале подавляет. Долго, не одну жизнь, будет идти борьба между рассудочным разумом и этой силой, развивающейся внутри человека. Этот внутренний голос требует отдачи, милосердия, великодушия. Интеллект говорит: "Это тебе ни к чему, это все глупости, умные люди накапливают, умные люди делают карьеру..." Но возникшая однажды сила все усиливается и усиливается, начинает влиять, воздействовать на интеллектуальное мышление.
Эта внутренняя сила, исходящая не из разума, противоречащая часто рассудочному разуму, начинает подталкивать человека к поиску литературы, дающей ответ о смысле жизни, заставляет интересоваться философскими аспектами бытия. Чем сильнее этот внутренний голос, тем менее и менее будет слышен голос логичного, рассудочного, хитрого размышляющего интеллекта, который пытается отстоять сиюминутные интересы эгоистичной личности. С этого момента можно говорить о начале развития более высокого духовного сознания.
Итак, несколько умов развивает человек по мере развития сознания ментального тела.
1. Инстинктивный человек. Доминируют инстинктивные желания, характерно чисто животное поведение, мир существует для удовлетворения его желаний, с этим миром он готов бороться, он его ненавидит.
2. Рассудочный человек. Доминирует эгоистичное поведение. Свойственны хитрость, лживость, расчетливость, тщеславие, стремление к власти. Милосердия к миру нет, нет доброты. С окружением он конкурирует. Каждый рассматривается как соперник в борьбе за власть, положение, деньги, любовь… Мир для него есть средство для утверждения своих эгоистичных претензий. Поведение двойственное, зависит от того, как он будет оценивать, размышлять.
3. Человек, проявляющий духовное сознание. Его поведение - это жертвенность, доброта и милосердие, альтруизм, великодушие.
Эти высшие качества человека развиваются медленно и постепенно, как и все в Мироздании.



Обратно к содержанию