ОСНОВЫ ЭЗОТЕРИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Книга четвертая
"РАЗВИТИЕ МЕНТАЛЬНОГО ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА. ОТ ИНСТИНКТИВНОГО СОЗНАНИЯ К ФИЛОСОФСКОМУ МЫШЛЕНИЮ"
Б Е С Е Д А Т Р Е Т Ь Я
Сознание ментального тела проявляется как рассудок, как разум. У человека есть возможность развить 3 типа ума.
1.Разум инстинктивный. Так проявляется сознание ментального тела человека, развившего только нижние подпланы этого тела.
2.Разум интеллектуальный. Так проявляется сознание ментального тела человека, развившего средние подпланы этого тела.
3. Духовный разум. Так проявляет сознание ментальное тело человека, развившего высшие подпланы этого тела и первые подпланы следующего тела, тела гениальности.
Астральное тело разум не проявляет, сознание астрального тела проявляется как чувства, ощущения, состояния, но не разумность. Разум начинает проявляться тогда, когда начинает развиваться ментальное тело.
Ментальную оболочку мы называем - душа разумная. Тело астральное - душа чувствующая. Душа разумная человека развивается медленно и включает инстинктивный разум, интеллект и духовный разум. Все типы сознания, которые проявляет ментальное тело, медленно и постепенно развивает человек по мере своего развития.
В мироздании нет четких границ, нельзя сказать, что здесь закончился один план бытия и начался другой. Все планы жизни взаимно проникают, аналогично с проявлением сознания ментального тела, невозможно определить четкую границу, отделяющую сознание инстинкта от сознания интеллекта. Вследствие взаимопроникновения подпланов ментального тела, большинство людей проявляют смешанное сознание, переходное, от инстинктивного к интеллектуальному. У некоторых более развито инстинктивное и менее интеллектуальное, у других эти формы сознания проявляются в равной степени, у третьих - более интеллекта, менее инстинкта, у четвертых начинает развиваться высший духовный разум, у пятых - духовное сознание и интеллектуальное сознание проявляется совместно и т.д.
Средние люди проявляют 2 вида разума: инстинкт и интеллект, а духовный разум - это потенция, возможность развития.
Инстинктивный разум связывает человека с животным миром, с высшими его представителями, наиболее развитыми, у них тоже есть этот разум. Этот разум есть проявление смешанного сознания - нижних подпланов ментального тела и тела астрального. Мышление такого человека очень зависит от его чувств, состояний, эмоций. Этот разум есть слуга инстинктивных желаний и вообще желаний и потребностей человека. Человек, имеющий такой разум, размышляет только о еде, вещах, сексе, деньгах и тому подобное. Не очень развитый интеллект использует только для удовлетворения своих потребностей и часто для оправдания эгоистичного поведения, жадности, скупости, ревности и т.д.
Рассудочный разум или интеллект и интуитивный или высший разум принадлежат только человеку.
Тот уровень сознания, который человек уже превзошел в своем развитии, уходит в подсознание. В массе своей человек уже в какой-то мере превзошел инстинкт, он более или менее владеет другим сознанием, более высоким уровнем разума - интеллектом, поэтому инстинктивное сознание - это область подсознания. Инстинктивный разум для человека есть нижняя ступень его развития. Не очень осознанна многими людьми их зависимость от инстинктивных потребностей, потому что влияние это проявляется в форме ощущений, физических состояний, смутных чувств и беспокойств, т.е. подсознательно. Человек это влияние не осознает т.к. словесно не оформляет и не размышляет об этом.
Интеллект - это то свойство разума, которое свойственно довольно большому числу людей на Земле, это является доминирующим сознанием человечества сейчас. Разум логический, рациональный правит общественной жизнью, а более высокое духовное сознание только начинает развиваться на Земле.
Когда человек развивает духовный, интуитивный разум, это отрывает его от общей человеческой массы и делает сверхчеловеком. У него появляются могущественные возможности, которых нет у обычных людей, существующих с помощью логического разума. Прежде всего, это могущество состоит в том, что он способен проникать в суть вещей, явлений, людей не способом логического построения, а методом мгновенного озарения или высшего чувствования, с помощью интуиции.
Медленно и постепенно человек развивает сознание ментального тела, которое дает ему возможность познать, изучить, исследовать этот физический мир и себя в нем. Вначале познание мира целиком чувственно, это роднит человека с животным миром. В первичном познании мира человек полностью экстравертен, он о себе не думает. Все внимание направлено на окружающий мир, который, прежде всего надо почувствовать. Это инстинктивный разум. Инстинктивное сознание очень сильно проявлено на уровне высших животных, детей и низко развитых людей.
Пройдет очень много воплощений пока инстинкты станут слабеть и заменяться более высоким разумом – интеллектом. Это замещение происходит очень медленно и постепенно.
Пройдет много воплощений, человек будет много страдать, пока способ его познания мира изменится. Человек начнет рассуждать о мире, сопоставляя, анализируя, логически размышляя. Тогда в нем возникает возможность размышлять, анализировать и делать некие выводы и о себе тоже. Это совсем не умеют делать животные и инстинктивные люди.
Человек пока еще в значительной степени животное, инстинкты еще сильно влияют на проявления человека, но мы в значительной степени уже люди, рассудочные существа. Мы пока еще в крайне малой степени способны к прозрению, к интуиции, к гениальности.
Инстинктивным умом пользуются существа, находящиеся на низкой ступени развития - это дети до начала интеллектуального обучения, люди, чья культура не поднялась выше племенной культуры. Инстинктивный ум - это ум прошлого человечества. Тысячи лет человек мало чем отличался от животного. Царил на Земле инстинктивный разум, поэтому все вокруг, небесные явления, природные явления человек рассматривал с точки зрения взаимоотношений полов мужского и женского.
Инстинкт размножения правил планетарной жизнью. На Земле тысячи лет существовали цивилизации, знания и религии которые полностью отражали это видение мира.
Современные психологи называют этот ум – умом подсознательным и приписывают ему многие качества ума духовного или интуитивного, смешав, таким образом, высшие и низшие свойства ума. При этом интеллект, который является промежуточным звеном между высшим и низшим умом, назван умом сознательным и признан высшим по отношению к подсознательному уму. Очень много фантазий утверждается современной психологией о том, что подсознание владеет всеми знаниями, пророческими способностями. Часто современные люди, невежественные в области этих знаний утверждают « подкорка знает все». Это одна из многих фантазий современной науки о человеке.
Инстинктивный ум – это первая форма умственной жизни, достигаемая на пути эволюции сознания человека. Даже человек с сильно развитым интеллектуальным сознанием, обладает сильно развитой деятельностью инстинктов и в различной степени подчиняет их силой своего более высокого сознания или подчиняется им. Как физическое существо человек не может совсем существовать без инстинктивного ума. Интеллект уже значительно развит у передовых представителей современной цивилизации, но у большинства людей развитие его еще только началось.
Многие люди только немного выше животных и их ум почти полностью проявляет сознание инстинктивное.
Цивилизация наша есть продукт рационального разума, интеллекта, поэтому сейчас считается, что это и есть высшая форма развития человека. Рациональный разум не в состоянии объяснить явления, не относящиеся к миру физическому. Этот разум способен познать только этот мир. Логика часто заводит человека в тупик, познать и объяснить все логическим мышлением невозможно.
Путь развития человечества - это путь развития от инстинкта до интеллекта, далее к сверхсознанию, к гениальности и далее. Когда человек способом мгновенного озарения получает информацию о мире, о любом явлении - это способность более высокого сознания, это проявление более могущественного разума. Называется это гениальностью, озарением, интуицией.
Кроме инстинктивного разума, интеллектуального и духовного разума есть более высокая степень разумности, наивысшая степень сознательности - это космическое сознание, которое проявляется тогда, когда высшая духовная душа соединяется с духовной основой человека, с монадой, с духом. Тогда сознание проявляется как абсолютное всезнание, как проявление высшей воли, т.е. творческое могущество, как абсолютная любовь. Что же такое дух святой, о существовании которого утверждается в христианстве.
Христиане считают, что это некое существо, обладающее высшим сознанием. Считают, что это существо участвует в управлении миром. Оно примерно такого же уровня, как Иисус. Это часть христианской троицы. Правда, имя эта личность не имеет. Просто Дух. По христианской догме Бог - это компания, состоящая из трех личностей – Отец, Сын и некий безымянный Дух. В реальности, это искаженное понятие, возникшее вследствие невежества христианских теологов. Вся христианская догма – это набор невежественных фантазий непосвященных людей. Дух святой – есть высшая философия или высшее знание о Боге, о законах жизни и мироздания. Именно это знание Иисус называл « утешителем Духом святым», который придет и возвестит людям то знание, которое во времена Иисуса им было просто не под силу понять. Иудеи « духом святым или утешителем » называли свои священные книги. Иисус утверждал, что не человек и не какое то лицо стоит за этим понятием, но священное знание или мировоззрение, которое подобно духу осенит, т.е. одухотворит сознание человечества « и возвестит о будущем».
Душа человека тройственна - душа животная или чувствующая, человеческая или рассудочная и духовная или интуитивная. Она, развиваясь, проявляет все более могущественную силу, которую мы называем разумом. Но кроме души есть 3-я составляющая человека - это дух.
Дух - это высшая бессознательная часть человека. Это бессмертное сущностное начало человека. Это монада. У всех людей она пока одинакова, т.к. бессознательна, т.е. никак не проявляется.
Человек проявляется одновременно в 3-х планах своего бытия, имея 3 инструмента. Он проявляется в мире физическом - поступками, в мире астральном энергией чувств, эмоций, состояний, в мире ментальном он проявляет энергию мысли, так проявляется его ментальное тело.
Когда мы совершаем любой поступок, мы так или иначе воздействуем на физический мир и по закону маятника физический мир тут же воздействует на нас.
Когда мы проявляем любое чувство, т.е. излучаем энергию с уровня витальной чакры, сакральной чакры, эти энергии тоже воздействуют на астральный мир и по закону обратного действия, астральный мир тут же воздействует на нас. Как это воздействует? Есть такой закон в тонком мире « подобное притягивается к подобному». Мы излучили энергию из какой-либо чакры, сразу же она начинает притягивать соответствующую энергию из астрального мира. Эта энергия входит в состав нашего астрального тела. Если мы часто злимся, т.е. излучаем низкую, негативную энергию из витальной чакры, мы привлекаем аналогичную энергию из низших подпланов тонкого мира и строим соответствующее астральное тело. Я подробно рассказала в предыдущих книгах об этом.
Каждый раз, когда мы мыслим, мы оказываем такое же энергетическое воздействие на ментальный мир и по закону обратного действия, этот мир тут же оказывает влияние на нас. Мы должны знать, как мы существуем в этом мире и не заблуждаться на тот счет, что проявленная эмоция никому не известна, последствия будут сразу, т.к. астральный мир тут же на нас действует. Последствия проявятся в том, что тождественная по вибрациям энергия притянется и станет строить наше астральное тело. Мы создаем свое астральное тело каждой эмоцией, каждым чувством. Каждый раз, когда мы излучили эмоциональную энергию, мы становимся ответственными за строительство своего астрального тела, по сути строительство своей души. Значит, ответственны за судьбу в следующей жизни и своей посмертной судьбы.
Мысль проявленная - есть действие в мире ментальном, оно вызовет ответную реакцию. Как эта реакция скажется на нас, я расскажу обязательно.
Таким образом, одновременно мы участвуем в жизни 3-х миров. Мы влияем на все 3 мира. Это взаимодействие и взаимное влияние никогда не прекращается. Нам надо научиться жить более грамотно, более осознанно проявляясь во всех 3-х мирах.
Мы обладаем органами восприятия миров. Это органы физического тела, которые дают информацию о том, как на нас влияет физический мир. Мы обладаем возможностью восприятия миров тонких с помощью чакр. Живя в этом мире, мы воспринимаем энергетическое воздействие всего: чувств и мыслей других людей (мы погружены в океан чувств и мыслей других людей), энергетическое воздействие планет, зодиакальных сфер, природы Земли, магнитных влияний, влияние погоды, температуры.
Многомерное, многоплановое восприятие всего вокруг и есть основная причина того, что каждый человек проявляет довольно сложный комплекс умственных, эмоциональных, физических действий. Все на нас влияет, все мы воспринимаем, все заставляет нас, так или иначе, реагировать.
Поэтому мы очень сложные существа. Умственные и эмоциональные проявления человека целиком и полностью зависят от уровня развития человека. Высоко развитый человек проявляет чаще доброжелательность, милосердие, сострадание, любовь, нежность. Реже злость и агрессивность.
Низко развитый человек наоборот, чаще злится, раздражается, ненавидит, не приемлет. Очень редко проявляет сочувствие, не способен любить, быть добрым.
Высоко развитый человек обладает глубоким, философским умом, который позволяет ему более мудро, спокойно, не критично относиться к окружающим людям и явлениям, так как он способен более истинно понять.
Низко развитый человек прежде всего ограничен, глуп, судит о всем критично, субъективно, агрессивно, всегда уверен в том, что его мнение и есть истина. Круг его интересов очень сужен.
Интеллектуальный ум - это ум человечества настоящего времени, а интуитивный, гениальный ум - это проявление сознания будущего человечества.
Людей, обладающих гениальным разумом, крайне мало. Мы знаем их буквально наперечет. Среди каждого народа, среди каждой культуры приходили люди и создавали гениальные открытия в области науки, искусства, духовных методов, философских знаний. Единая духовная планетарная культура - это единое планетарное накопление самых высших достижений человечества. Все самое высокое, благородное было создано именно такими людьми, достигшими более высоких уровней сознания.
Когда мы говорим о духовном развитии, это значит, что интеллект надо развить до состояния мудрости. Именно этим занимается Джнана-йога - развитием интеллекта среднего человека до интеллекта мудреца. Человек, развивший это качество, знает более других людей, он может понимать эту жизнь, понимать ситуации, события, других людей, себя гораздо глубже и правильнее, чем люди примитивного интеллектуального знания.
Но, только пройдя интеллектуальный уровень, человек начинает развивать другое сознание. На уровне интуиции мудрость не нужна, т.к. есть мгновенное знание.
То сознание, которое характерно для современного человечества, является довольно трудным этапом развития. Об этом пишут все духовные источники. Об этом говорили Будда, Иисус. Состояние промежуточное, когда человек почти превзошел инстинктивное сознание, его проявления есть результат интеллектуального сознания и еще не присутствует духовное сознание - этот уровень развития человека - очень трудный этап. Трудный, потому что для процесса мышления нужна энергия. Горловая чакра, которая должна быть развита хоть в какой-то мере и которая, должна накапливая энергию, обеспечивать процесс мышления, у большинства людей не развита. Самостоятельной энергией не обладает, энергию для мышления заимствует из трех нижних чакр. Если она подпитывается энергией из витальной чакры, что происходит у большей части людей, это придает мышлению, анализу, оценке средне интеллектуальной личности такие качества, как самомнение, тщеславие, склонность к навязыванию своих идей, к самоутверждению.
Проявления этого сознания мы видим в нашей планетарной жизни. Склонность к насилию, к самоутверждению, к вражде не только отдельных личностей, но и народов - есть результат этого уровня развития. Но человечество далее будет развивать интеллект, этот средний, промежуточный этап его развития. Развитие человеческого сознания безгранично.
Конечно, с помощью интеллекта человек не становится высшим существом мироздания.
Сложности этого периода состоят в том, что интеллект находится посредине, между животным началом, инстинктивным и началом высшим, духовным разумом. Человек постоянно вынужден находиться в ситуации выбора. В сознании его есть инстинктивные желания, животное начало, но уже есть потребность в высших, нравственных проявлениях. Эта потребность - результат просыпающегося нового сознания, сверхсознания. А посередине то, что характерно для большинства людей - рассудочная интеллектуальная эгоистичная личность.
Рассудочная интеллектуальная личность в каждом случае должна сделать выбор: либо руководствоваться инстинктом, либо руководствоваться высшим духовным разумом. В этом и есть то проявление свободы личности, которая предопределена интеллектуальным сознанием.
Никакой свободы нет у человека, который руководствуется инстинктом, т.к. он проявляется естественно, как животное: хочет есть - отберет кусок у слабого, побуждаемый сексуальным голодом, может совершить насилие. Здесь никакого выбора. Только инстинкт побуждает его так или иначе поступать. Выбор проявляется на уровне интеллекта.
На более высоком уровне развития выбора тоже нет, человек не стоит перед выбором - поступить или не поступить нравственно. Он так поступает естественным образом, так проявляется его духовное сознание. Это то о чем часто говорят, как о нравственном законе внутри человека. Альтруизм, доброта, милосердие - естественные проявления духовного сознания. Свобода воли есть только на уровне интеллекта, эта свобода дана не Богом, она есть естественное достижение в развитии человека и необходима ему для дальнейшего развития сознания.
Каждая ситуация для человека интеллектуального сложна, так как требует выбора. Это та трудность, с которой сталкивается современная цивилизация, современное общество и отдельная личность. Каждый раз надо делать выбор между высшим и низшим. Это то, о чем говорил Иисус: "Нельзя служить двум богам одновременно - Богу и Мамоне". Придет такой период времени, когда в нашем обществе и в жизни отдельных людей возникнет необходимость сделать конкретный выбор.
Трудностью нашего времени является еще и то, что культура, современниками которой мы являемся, ничего кроме интеллекта не знает, интеллект является судьей во всех вопросах. С его помощью пытаются объяснить, либо отрицать существование высших миров, с помощью интеллекта пытаются постичь бесконечные величины бытия. Интеллект довольно ограниченный инструмент, он может дискретно переходить от одного предмета к другому, но не в состоянии охватить всю картину сразу. Это свойство сознания более высокого - интуиции. Интеллект же может рассмотреть одно маленькое явление, затем другое, а потом провести между ними логическую связь. Это свойство интеллекта.
Умом ограниченным, дискретным, способным переходить постепенно от одной небольшой величины к другой пытаются охватить необъятное Мироздание. Это нереально. Невозможно осознать суть высшего с помощью низшего. Этот инструмент (интеллектуальный разум) дан только с одной целью - для постижения мира физического и себя в этом мире. С помощью этого инструмента человек может познавать только явления земной жизни.
Это серьезная проблема развития нашего общества, т.к. интеллектуальная культура отрицает существование высших миров, других форм сознания, других могущественных потенциальных качеств человеческого сознания. Таким образом, интеллектуальный человек сам пресекает возможность своего развития до более высокого уровня.
Т.к. интеллект видит мир очень ограниченно, дискретно, по кусочкам и по этим кусочкам выстраивает некую связь, то лучше всего интеллектуальный человек видит себя и свои связи с другими. Поэтому для него характерен эгоизм. Эгоизм не свойственен высшему духовному сознанию и не свойственен низшему духовному сознанию. Животное не эгоистично, оно естественно, оно так поступает потому, что иначе поступить не может. Даже самое жестокое поведение животного есть лишь подчинение непреодолимой для него силе инстинкта. Человек, имеющий такое же сознание, т.е. инстинктивное, тоже не эгоистичен, он иначе поступить не может.
Эгоизм проявляется на уровне интеллектуального сознания, потому что человек, имеющий такое сознание, способен видеть только себя как центр маленькой вселенной, данной природой для того, чтобы такой важной особе было комфортно существовать. Все, что не "Я", мыслится как враждебное, чуждое. Все окружающие интеллектуального человека люди, должны признать его право быть в центре, должны признать его претензии, амбиции, его исключительную ценность. Иначе он начинает с ними бороться, их ненавидеть. Пока человечество будет находиться на уровне интеллектуального сознания, оно не может любить ближнего. Призывать к этому просто бесполезно, осуществить это невозможно. Ближний нас просто не интересует. Нас интересуют только те ближние, которые могут выполнять наши желания. Которые как-то помогают нам существовать или те, которых мы считаем своими врагами. Здесь пристальное внимание, все прочие нас просто не интересуют.
Интеллект ограждает человека от доброжелательного общения, именно он препятствует взаимопониманию, т.к. каждый интеллектуальный эгоистичный человек слышит только себя, считает только свое мнение истинным. И недаром все духовные традиции Востока удивляют нас тем, что требуют отбросить разум, не копить мертвые книжные знания - они не помогают. Единственный метод, который выведет на другой уровень сознания - это развитие интеллекта до уровня мудрости. Далее необходима конкретная работа с интеллектуальным сознанием. Но об этом подробно я расскажу в другой книге, в цикле бесед по психологии.