введение наука гармонии жизни эзотерика востока и запада история мировых религий статьи и публикации
 





Обратно к содержанию

ЦИКЛ «БЕСЕДЫ ОБ ЭЗОТЕРИКЕ»
«ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ КОСМИЧЕСКОЙ И ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ, ЗАКОН КАРМЫ. ЗАКОН ЖЕРТВЫ.»
Книга пятая

Б Е С Е Д А   П Я Т А Я

По мере того как душа развивается т.е. развивается способность размышлять, сравнивать, анализировать, оценивать мир и главным образом себя, по мере того, как человек все чаще обращается к оценке своих мыслей и чувств, все чаще видит недостатки в себе, а не в окружающих, в ней загорается как мерцающий огонек, то высшее сознание, которое называется духовностью или духовным сознанием. Это более высокое сознание нежели интеллект. Оно обладает другими качествами и иначе проявляется, чем интеллект. Это духовное сознание находится за пределами интеллекта, не связано с ним.

Итак, мы сложные существа, многоплановые, но пока еще часто отождествляем себя только с самой поверхностной частью своего существа, с телом.

Таким образом, человек одновременно принадлежит 3м мирам - миру физическому, астральному и ментальному. Он - существо поступающее, чувствующее и мыслящее. Способность - мыслить пока еще развивается и инструмент ментального тела - разум достиг только середины своего возможного развития. Человек постоянно подвергается энергетическому влиянию со стороны всех трех миров. На него влияет природа, вибрационное воздействие людей окружающих, среды обитания, на него воздействуют энергии планет солнечной системы, которые влияют на его душевные состояния, и на него влияют энергия ментального мира, т.е. информация, воспринятая от людей, от телевидения, от прессы. Он в свою очередь, то же влияет на все 3 мира. Излучением своей ауры он влияет на окружающую среду, своими эмоциями он влияет на астральный мир планеты и на астральные тела окружающих людей, своим мышлением он влияет на ментальный мир планеты и на мышление окружающих его людей. Человек обладает центрами, «чакрами», улавливающими энергетическое воздействие всех миров. Когда мы действуем, чувствуем, или проявляем эмоции и думаем, мы то же излучаем энергии разной частоты благодаря чакрам и через них же влияем на все 3 мира. Пока человек недостаточно развит, его влияние на миры только отрицательное, разрушительное. Разрушительно действует такой человек в мире физическом своими поступками, негативно влияет энергиями своих отрицательных эмоций, чувств на окружающую среду, на людей, наполняет ментальный план Земли злобными мыслями, страшными ненавистническими идеями. Но и сам он постоянно зависим от аналогичных проявлений таких же людей.
Мы существа необыкновенно сложные и зависимые. Мы постоянно подвергаемся энергетическому влиянию со стороны всех трех миров и в свою очередь влияем на все 3 мира. Обладаем центрами, улавливающими влияния всех миров и через них же влияем на все 3 мира. По мере своего развития, т.е. развития сознания, человек очень медленно освобождается от влияния окружающего мира и становится существом более совершенным, более свободным. По мере своего развития человек начинает иначе влиять на окружающий мир. Его влияние становится гармонизирующим, одухотворяющим.
Развитие человека происходит крайне медленно, потому что вплоть до интеллектуального уровня, побуждают к развитию его только уроки жизненных столкновений, трудностей, препятствий. Чем чувствительнее удары судьбы, тем сильнее они заставляют неразвитого человека думать о причинах своих страданий, т.е. они содействуют развитию его интеллектуального мышления. Не случайно говорят, что страдание является лучшим космическим Учителем. Да, на низком уровне развития, человек тем быстрее развивается, чем более он сталкивается с окружением. Лучшим учителем является его жизненный опыт.
На уровне среднего интеллекта человека побуждают к развитию его попытки к самоутверждению, его эгоистические стремления удовлетворить свои амбиции, стремление к власти. Это заставляет его постоянно сталкиваться с такими же эгоистичными интеллектуальными людьми. Его заставляют страдать его тщеславие, самомнение, стремление к самоутверждению, конкурентная борьба с такими же самолюбивыми эгоистичными людьми. Страдания, вызванные этой постоянной борьбой, неудовлетворенные надежды и амбиции постепенно побуждают его анализировать не только окружающих, но и начинать искать причину поражений в себе. С того момента, когда человек впервые оборачивается к себе, начинает анализировать себя, перед ним открывается путь изменения себя, совершенствования своей личности. Тогда, человек становится способным к обучению. Бесполезно и даже вредно давать знания само утверждающемуся, видящему себя в ложном свете эгоисту. Он и знания чаще всего использует для утверждения своей значимости, права управлять другими. Такой человек пока не желает менять себя, пока видит цель своей жизни в борьбе с окружением, пока стремится изменить всех вокруг, добиться от окружающих признания своей ценности, важности. Знания становятся инструментом для ускоренного развития лишь тогда, когда человек подготовлен к ним всем предыдущим опытом, когда в нем созрел некий центр, как говорил Гурджиев. И тогда когда в нем в достаточной степени развит интеллект, т.е. способность к самостоятельному мышлению. Только тогда, когда человек становится способным к обучению, т.е. тогда когда в нем в достаточной степени развит интеллект, его развитие может неизмеримо ускорится, благодаря знаниям. Знания нужны для расширения сознания от средне интеллектуального уровня, до предельно развитого интеллекта, т.е. до мудрости и далее до духовного разума.
В начале развития сознания личность человека почти не проявляется, можно сказать, что ее пока нет. Человек - обезличенная часть толпы. Медленно, по мере развития сознания личные качества человека проявляются все сильнее, мы так и говорим о некоторых “Это сильная личность“. Это совсем не значит, что эта «сильная личность» обладает хорошими качествами. С каждым новым приходом в этот мир человек все более активно проявляет свои личные качества. С каждым новым приходом они совершенствуются: развивается интеллект, способность понимать этот мир, способность общаться, оценивать, планировать, развивается способность давать оценку себе, развивается способность воспринимать красоту, гармонию в природе, в искусстве, в другом человеке и создавать красоту. С каждой новой жизнью человек учится гармонично, не разрушительно действовать в этом мире. Учится гармоничному общению с себе подобными, т.е. учится великодушию, пониманию, доброте. Когда интеллект разовьется предельно и человек выйдет из под влияния толпы окончательно, далее начинает проявляться индивидуальность, начинает проявляться сверхсознание.

Но эта способность проявлять свое индивидуальное мышление, творчество, понимание красоты развивается очень медленно. Другими словами, человек очень медленно отдаляется от толпы и превращается по мере развития в руководителя и организатора ее общественной жизни, проявляя свою волю и свой разум. По мере развития индивидуальности, начинает проявляться сверхсознание. Это сознание только личными усилиями человека далее развивается до предельного уровня, до Богочеловеческого.
По мере развития человека на него последовательно влияют 3 Закона.
1.Инстинктивный человек - так как он в большей степени еще животное, преимущественно управляется природным Законом выживания. Он абсолютно поглощен борьбой за существование. Так же им управляет Закон перевоплощения.
2. Чем более интеллектуальный человек освобождается от влияния инстинктивного сознания, тем более он освобождается от борьбы за существование. На него гораздо сильнее, чем на предыдущего человека оказывают влияние энергии всех 10 планет солнечной системы. Под влиянием этих энергий он постоянно меняет свои эмоциональные и ментальные проявления. То он активно мыслит, то не способен к мышлению, то правильно оценивает, то ложно, то быстро и правильно принимает решения, то принимает решения ошибочные. То он довольно миролюбив, то критичен и нетерпим. То очень хорошо чувствует эмоции, состояния окружающих, становится пластичным, легко приспосабливается, то абсолютно бесчувственен. Эти изменяющиеся по циклам планетарные влияния, заставляют личность проявляться в окружающем мире по - разному. Окружающая среда только реагирует на наши проявления. Когда мы раздражены, с нами тоже ведут себя раздраженно. Когда мы дружелюбно относимся к другим, с нами тоже дружелюбны. Таким образом, в зависимости от того, как мы преимущественно реагируем на планетные влияния, мы сами создаем ситуации, обстоятельства, столкновения или приятие. Эти созданные нами ситуации, которые мы называем судьбой, если они довольно часто повторяются или они достаточно болезненны, заставляют нас тоже анализировать свои отношения с окружающими, и могут подтолкнуть к правильному выводу: надо что-то менять в себе. Т.е. подталкивают нас к развитию, к совершенствованию.
Кроме того, интеллектуальный человек, конечно, управляется Законом перевоплощения.
Эти два типа людей привязаны к Земле, зависят от ее Законов.

3. Человек, достигший предельного уровня сверхсознания, не связан с Землей. Он управляется Законами Космической эволюции. Он свободен от Закона перевоплощения.
До полного развития сознания человек вынужден приходить на Землю для учебы, для развития более высокого сознания.

Смысл и цель прихода каждого человека в этот мир - совершенствование своей индивидуальности. Наша индивидуальность совершенствуется и развивается в течение многих и многих веков. И конечно у каждого человека индивидуальность находится на разных уровнях развития. Предел развития индивидуальности, конечная форма ее развития - существо с развитой индивидуальностью - существо творческое, мудрое и любящее. Это происходит только тогда, когда индивидуальность уже вполне развилась или находится на достаточно высокой ступени развития. Современное планетарное человечество - это миллиарды личностей. Личность - это инструмент, созданный самим человеком, для каждого воплощения. Каждая личность человека имеет определенные качества, то, что мы называем «характером». Эти качества частично душа человека приносит с собой из предыдущей жизни, частично воспринимает в результате влияния семьи и национального окружения. Поэтому личность, в отличие от индивидуальности, является существом слепым, зависимым от влияния окружения, пропаганды, существом ведомым, которое не управляет своей жизнью, а управляется окружением.
Все планетарное человечество можно условно разделить на пять классов.
1 и 2 класс - это люди с почти неразвитым интеллектом - у такого человека нет и не может быть никакого мировоззрения. У него совершенно ограниченные интересы. Интересы такой личности - деньги, еда, одежда, семья, в лучшем случае - народ, нация.
3 класс - это люди, приобщенные к культуре, но у них тоже может отсутствовать мировоззрение, и чаще всего так и бывает. Это люди с уже развитым интеллектом, у них более расширенное сознание, но очень часто отсутствует потребность в нравственном отношении к жизни. Часто это люди тоже ведомые, подверженные пропаганде.
К 4 классу относятся люди, посвященные в знания, обладающие истинным мировоззрением, стремящиеся жить по законам, о которых они знают, и уже в силу своего сознания, в силу своего знания, стремящиеся сознательно участвовать в эволюционных процессах.
Есть на Земле еще один класс людей - сверхлюдей. Их мизерное количество, но они есть. Это сверхсущества, Учителя. Они присутствуют на нашей Земле и духовными методами помогают развитию на планете. Это те люди, которые уже завершили свою духовную эволюцию в пределах нашей Земли.
Вся история человечества - возникновение и исчезновение подрас, рас, взлеты и падения государств, возникновение и гибель цивилизаций, культур - все это только внешние факторы существующего единого процесса - развития человеческого сознания от начального класса, до высшего 5 класса. Те или другие общественные формации, экономические, политические, религиозные и другие структуры - все это лишь внешние формы земного бытия, возникающие вследствие реального уровня развития сознания масс.

В начале развитие человека означает освобождение от животных уз – страстей и инстинктов. Далее осознанное устремление души к духовному полюсу. Волевое и осознанное.
Мы, представители пятой подрасы пятой расы - существа более чувствующие, чем мыслящие. Астральное тело, поверхностное тело нашей души, является более развитым, чем ментальное тело. Мы более склонны жить чувствами, страстями. Мы еще во многом существа животные, подверженные влиянию инстинктов. Поэтому в начале своего долгого развития душа человека ищет только счастья в этом мире. Но мир, в котором мы живем, характеризуется одним качеством - он невероятно нестабилен. Этот мир можно назвать просто миражом, потому что он бесконечно меняется из-за огромного числа присутствующих здесь динамических сил. Не найдя постоянного, стабильного счастья, а его, естественно, в этом мире не существует, человек сомневается в присутствии в своем сознании некоего высшего, божественного начала к которому следует стремиться. Он сомневается и в существовании самого божественного мира. Это создает то существенное препятствие в его духовном развитии, которое очень медленно должно перерасти в уверенность в своем естественном божественном происхождении. Истина состоит в том, что мы – потенциальные боги, высшее сознание присутствует в глубине сознания каждого человека, но, чтоб оно стало реальностью, а не потенцией, это требует очень длительного процесса развития нашего сознания.
Как я уже говорила эволюция души проходит три стадии - душа животная, душа человеческая и душа божественная. Когда человек начинает осознавать себя человеком, возникает первое качество, первое свойство, которое не позволяет ему проявляться как животному, - это совесть. Наличие совести свидетельствует о том, что человек преступает или преступил уже свое животное состояние, что он не способен жить в этом мире, борясь за свое существование как животное, то есть, безжалостно, эгоистично, используя все методы. Закон борьбы за существование вполне естествен для животного мира, но не естествен для мира человеческого. Тем не менее, многие люди живут по этому закону, и если совесть уже не позволяет им так жить, значит, они становятся людьми. Только тогда - не раньше. Тогда, когда человек выходит из под влияния инстинктивного сознания, тогда, когда разум начинает управлять его поведением, его желаниями, тогда он становится подлинно человеком. Но, до уровня духовного человека ему еще очень далеко. Он человек рассудочный. Эгоистичный, тщеславный, амбициозный, болтающий о духовности, часто посещающий церкви, но все тот же эгоистичный рассудочный человек. Духовное сознание начинает проявляться только тогда, когда человек начинает осознавать свои эгоистичные проявления. Когда он начинает стыдиться этих свойств своей личности и стремиться от них избавиться. Только тогда, когда собственными усилиями он принизит влияние эго-программ в своем сознании, тогда он начинает осознавать, что в нем есть духовное начало. Не говорить об этом, не вспоминать иногда, не читать об этом, а постоянно ощущать, что в нем есть высшее начало. Тогда в нем возникает стремление постоянно проявляться духовно. Тогда он уже не может не существовать по Вселенскому Закону Жертвы. Существовать по Закону жертвы – проявлять сострадание, милосердие, сочувствие.
Когда человек уже не может поступать как эгоистичная личность, тогда, и только тогда, начинается его духовное развитие. До этого, сколько бы мы ни говорили о религии, о законах Вселенной, как бы мы ни поминали Бога, - это не духовное развитие, а интеллектуальное.
Венец развития человеческой души - то, ради чего мы сюда приходим, то, ради чего мы страдаем, ради чего так тяжко и невыносимо порой живется нам в этом мире, - это расширение нашего сознания, его трансформация в духовное, божественное сознание. Душевное начало в человеке на современном этапе его развития проявляется в виде трех компонентов: инстинкт или инстинктивный разум, интеллект или рассудочная часть души, интуитивный или духовный разум. Это три компонента души. Вследствие того, что наша душа обладает тремя этими свойствами, тремя проявлениями, мы действуем на трех плоскостях - инстинкт, интеллект и духовное сознание, - незаметно переходят из одной плоскости в другую. Например, с утра или ночью проявляемся инстинктивно, подчиняемся инстинкту продолжения рода, днем - рассудочно, вечером, например, прослушиваем какую-то хорошую музыку и начинаем размышлять о мироздании, о Боге, о счастье, о любви, т.е. сознание уходит в область духовного ума. Мы незаметно существуем на этих трех плоскостях почти одновременно.
Инстинкт - это ум тела, и все, что относится к телу, следует предоставить именно ему. Не надо подключать интеллектуальный рассудок, не надо подключать интуицию - это не их сфера деятельности. Здесь должен действовать инстинкт, он очень хорошо знает, что нужно телу, он связан с телом и способен великолепно управлять им. Предоставьте управление ему - нашему инстинктивному уму. С этой целью прислушивайтесь к вашим внутренним состояниям, ощущениям, потому что инстинктивное сознание - это всегда ощущения, это всегда чувства, эмоции. Так проявляется только инстинкт - рассудок не связан ни с чувствами, ни с эмоциями, ни с ощущениями. Рассудок связан с мыслью. Итак, инстинкт должен править телом, но инстинктивные желания совершенно не имеют права доминировать над вашими мыслями и управлять ими. В этом случае вы проявляетесь как животное.
Инстинктивные потребности могут проявляться двумя способами, высшим и низшим. Например, инстинкт продолжения рода - это потребность самовыражения. Эта инстинктивная потребность может быть проявлена, например, в области искусства, то есть духовным аспектом этой потребности может стать творчество, любовь к искусству, духовное наслаждение, получаемое в результате удовлетворения этого инстинкта. Потребность в самовыражении может быть проявлена и в физической области, например, в сексе, - где человек может проявлять себя либо как животное, либо как высокоразвитое духовное существо. Между этими двумя состояниями - духовным и животным - происходит постоянная трансформация, непрерывное перетекание из одного плана в другой.

Интеллектуальное сознание - это инструмент, с помощью которого мы можем оценить, понять, осознать, изучить этот мир и себя в нем. Этот инструмент по разному развитый у каждого человека, вы создали сами усилиями всех предыдущих жизней. Он существует только для этой жизни. В новое воплощение вы придете с новым разумом. Новые ментальные способности в новом воплощении будут основаны на том, какие качества своего ментального тела смогли вы создать в этой жизни. Как мы научились думать в предыдущей жизни, так мы рассуждаем и в этой. Жизненные столкновения, опыт, переживаемый человеком, служит для развития интеллекта. Каждый опыт – это самое ценное, что может предоставить жизнь для развития ментальных способностей человека. Думать человека заставляет необходимость преодоления жизненных трудностей. Не доверяйте свою жизнь никаким духовникам, астрологам и прочим советникам. Они останавливают ваше развитие. Старайтесь находить причины каждого опыта и положительного и отрицательного. Причины есть всегда, и они всегда есть следствие качеств нашей личности.
Развитие интеллекта – первое и необходимое условие развития вашей личности. Потому что именно это свойство вашей души - способность рассуждать о жизни, о мире, о себе - даст возможность душе устремиться к тому полюсу, где находится высшее сознание. Предельно развитый интеллект проявляет способность самостоятельно рассуждать, размышлять, реально видеть, критически оценивать мир и себя в этом мире. Т.е. человек развивший интеллект выходит из-под власти толпы. Он начинает проявлять индивидуальное мышление.

Итак, интеллект с чувствами и эмоциями не связан. Недаром, мы всегда говорим - холодная рассудительность, бесстрастная рассудительность. Интеллект - срединная наша часть, свойственная нам в большей степени, потому что на данном уровне развития мы пока существа интеллектуальные. Нам присущ преимущественно рассудок рациональный. Если он связан с телом, т.е. служит для оправдания или для достижения инстинктивных потребностей человека, он становится эгоистичным, если он связан с духом, то уходит от эгоизма. Но, тем не менее, он постоянно находится посредине. И в ежедневных наших проявлениях, в ситуациях, которые нам - людям интеллектуального развития предлагает жизнь, мы каждый раз самостоятельно делаем выбор то к инстинкту, то к духу. Добровольно, самостоятельно. Это и есть свобода воли, свобода проявления в любой ситуации.
Например, мы ощутили угрозу нашему положению или имиджу или оценки своей персоны со стороны какого-то человека. Мы начинаем проявляться агрессивно, требовательно, жестко, наш интеллект находит при этом тысячи объяснений и оправданий нашему поведению. Агрессивное поведение возникло вследствие того, что подсознательно активизировался инстинкт сохранения жизни. Но если наш рассудок становится духовным, и мы не зависим от инстинктивных страхов и желаний, мы не чувствуем угрозы нашему существованию от других людей. Мы проявляемся дружественно к каждому, с кем сталкивает нас жизнь. Вот почему во всех духовных источниках описывается жесткая внутренняя духовная борьба человека с самим собой. Это самый трудный, самый сложный этап в развитии человека, когда он никак не может оторваться от своих инстинктивных проявлений. Он их пока не осознает, не видит, не регистрирует, пока еще не критикует и поэтому не способен ими управлять. Поэтому предстоит увидеть и понять, как проявляется наш рассудительный разум - оправдывает ли он наши инстинктивные потребности и проявления или уже нет, действует ли в нем совесть, проявление высшего духовного ума, или нет. Как у нас с совестью, а как с духовным сознанием, которое тоже присутствует в нас, но возможно пока в состоянии неосознанном.
Человеческое сознание, как, впрочем, и наше тело, является открытым сосудом. Постоянно в наше сознание, как и в тело, что-то входит - информация, энергия, влияние, воздействие - и что-то непрерывно выходит. Как правильно отмечал Гурджиев, с объективной точки зрения у человека нет ни единой самостоятельной мысли – все мысли входят, все выходят. Мы - абсолютно открытый сосуд, через нас циркулирует вселенная, вселенское влияние. На нас воздействуют космические вибрации и земные вибрации, человеческое окружение, и природа. Мы влияем и на нас влияют, и это иллюзия предполагать, что мы живем в каком-то замкнутом, не зависимом пространстве. Это иллюзия - предполагать, что мы самостоятельны, независимы и не подвержены ничьим влияниям. Конечно же, это не так.
У нас есть соответствующие инструменты для восприятия, и не столь существенно, знаем мы о них или нет, умеем ими пользоваться или нет. Любое наше проявление, любая мысль, любое эмоциональное состояние может быть усилено извне, потому что мы существуем в таком взаимосвязанном мире.
Лишь вместе с развитием интеллекта начинает развиваться то качество, без которого вообще нет смысла говорить о духовности, это само осознание. Все наши разговоры о духовности будут ментальной спекуляцией и болтовней, если мы не понимаем, что духовность начинается только с точки само осознания. А это значит - постоянно контролировать, какие идеи нам внушают со стороны. Какие мысли мы выпустили в этот мир, какую эмоцию, какую энергию, потому что любое наше состояние - это излучение энергии. Видеть и фиксировать, насколько и каким образом проявлен в нас эгоизм, насколько сильны наши инстинкты, и как часто мы проявляемся как существа инстинктивные. Это и есть процесс само осознания. Ни о какой духовности нет смысла говорить прежде, чем мы не приучимся к самоконтролю, к самосознанию, к очень реальному видению самих себя. Но это свойство – само осознание - может прийти не ранее того, как в человеке разовьется интеллект. Не ранее того.
Мы должны постоянно осознавать, какую энергию мы излучили положительную или негативную, мысль, несущую вред или добро. Только через эту тяжелую духовную работу человек начинает отсекать, контролировать низменные проявления, очень сознательно препятствовать им, и тогда медленно-медленно в нем начинает развиваться следующий вид сознания, то, что мы называем духовным, космическим, вселенским сознанием. Поэтому основная задача и роль само осознания - пробуждение нового сознания, пробуждение новых возможностей восприятия, пробуждение новых сил.
Высшая форма сознания на нашей планете, это космическое сознание. Это сознание развивается в человеке вместе с развитием интуиции.
С каждым уровнем возникшего в человеческом существе сознания инстинкт, интеллект, духовное сознание - в нем параллельно развивается способность по-новому воспринимать этот мир и влиять на него. С каждым уровнем сознания возникают новые силы, новые способности. Нельзя даже сравнить те возможности восприятия и влияния на мир, которые свойственны человеку с космическим сознанием, с ограниченными возможностями человека интеллектуального. Все духовные школы, все духовные направления, возникшие на Земле, целью своего обучения ставят развитие следующего уровня сознания - от инстинкта к интеллекту, далее, к высшей форме интеллекта, к блестящему интеллекту, к само осознанию и, наконец, к духовному сознанию. Другого пути нет и быть не может.



Обратно к содержанию