введение наука гармонии жизни эзотерика востока и запада история мировых религий статьи и публикации
 





Обратно к содержанию

ЦИКЛ «БЕСЕДЫ ОБ ЭЗОТЕРИКЕ»
«ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ КОСМИЧЕСКОЙ И ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ, ЗАКОН КАРМЫ. ЗАКОН ЖЕРТВЫ.»
Книга пятая

Б Е С Е Д А   Ш Е С Т А Я

Интеллектуальным сознанием владеют уже достаточное количество людей. Но пока на Земле очень мало людей, имеющих духовное сознание. Поэтому по поводу духовности существует масса заблуждений. Крайне мало людей понимают, что духовность - это не набор информации по вопросам Космоса, чакр, что духовное сознание не есть результат следования ни одной религии.
Мы - существа тройственные. На современном уровне развития о духе говорить не стоит – дух, т.е. духовное сознание в нас не проявлено. Можно говорить только о душе. Дух пока в состоянии бессознательном. В этом состоянии развития мы пока проявляемся одновременно в трех плоскостях: в плане физическом - поступками, в плане душевном - эмоциями, чувствами, страстями, и очень сильно влияем и воздействуем на тонкие миры, в плане ментальном - своими мыслями. Человек очень сложный инструмент, в сознании которого заложено и животное начало, рассудочное человеческое, и божественное начало. Все это находится на одной прямой, все это может перетекать, все это может взаимодействовать. На данном уровне развития наша пока еще рассудочная интеллектуальная сущность - то, что мы называем личностью, - в каждой конкретной ситуации должна решать сама проявлением своей свободной воли, по какой дороге она должна идти: вправо ли - к инстинкту, влево ли - к духовности.
Так как на данном этапе развития мы, преимущественно, существа думающие, мыслящие, мы являемся невольной фабрикой добра и зла, творя из материи астрального мира вполне живых существ - живых и обладающих определенной идеей. Я говорю о мыслеформах. О влиянии мысли я уже говорила в предыдущих книгах. Мы должны постоянно помнить, что, будучи существами энергетическими, мыслящими, мы постоянно являемся творцами этих живых существ, наполняем ими пространство тонкого мира, создаем благотворные или разрушающие условия существования на Земле своим мышлением, своими эмоциями. Мы не можем существовать изолированно от окружающего мира. Каждым своим действием, каждым своим проявлением, каждой своей мыслью мы возмущаем и изменяем три мира, каждой своей эмоцией вносим возмущение в тот или иной план. И поэтому мы очень четко должны понимать свою ответственность. Своими собственными мыслями человек здесь и сейчас творит и создает свою эволюцию.
Мысли, созданные предыдущими поколениями, - и разрушительные, и благотворные, - существуют тысячелетия. Имеется огромнейший запас накопленной энергии, и каждый из нас волен привлекать к себе любую нужную ему мысль, а значит энергию из этого обще планетарного хранилища. Если мы размышляем о высоких материях, если нас привлекают идеи духовного развития, становления - все то, что мы называем духовным, то, соответственно, мы притягиваем соответствующие мысли и энергии и, таким образом, развиваем свой рассудочный разум, интеллект.
Итак, сознание человека может быть сосредоточено либо в его теле, либо в душе, либо в духе, в соответствии с уровнем его развития. То есть, активнее всего в человеке может быть проявлен инстинктивный разум, рассудочный разум или духовный разум. В соответствии с уровнем развития сознания человек видит себя, мир, Бога, жизнь. В соответствии с этим сознанием человек судит о любви, о творчестве, о свободе, о смерти. Наше сознание - это зеркало, вернее, призма, через которую человек воспринимает окружающую жизнь.
Если сознание человека пребывает в теле, жестко связано с ним, зависит только от потребностей тела, то человек проявляется как эгоцентрик, мир окружающий для него враждебен, для него характерен закон борьбы за существование, он стремится жить за счет других, это его характерное проявление. В его сознании правит инстинкт. Для него характерны такие эмоциональные проявления, как ненависть, злоба, зависть, страх. Энергии, которые проявляет этот человек, которыми он влияет на окружающий мир, - низкие, воздействие этих энергий разрушительное. Нет, и не может быть у него потребности в Боге. Если говорит он о Боге, то только с позиций своего эгоизма. Бог для него начальник, у которого можно выклянчить, выпросить, удовлетворить свои потребности. Для этого человека характерна склонность к самым примитивным формам религии, примитивных ритуалов для него вполне достаточно. Его характеризует суеверное отношение к миру.
Если сознание человека находится на уровне интеллекта или рассудка, то здесь очень много рассуждений о мире и о Боге, в меньшей степени о себе. В соответствии со свойствами рассудительного разума он неизбежно делит мир на добро и зло, на черное и белое. Характерные проявления человека, этого сознания - рассудочный эгоизм в большей или меньшей степени, в зависимости от обстоятельств.
Есть характерное свойство, которое можно отнести к этому сознанию, - это тщеславие, жажда власти. Если человек в процессе развития осознает наличие тщеславия, самолюбования, если он как-то преодолевает свой рассудочный эгоизм, потому что только это создает препятствие к его дальнейшему развитию, то возникает потребность в поиске истины и смысла жизни, желание осознать и понять этот мир. Очень часто именно при этом сознании возникает потребность в покаянии, в очищении, но есть одна особенность, которая характерна для этого состояния сознания - отсутствие способности любить. Человек может говорить, он может рассуждать о любви, он может быть уверен, что способен любить, но сочувствие, сопереживание, способность любить практически отсутствуют. Часто нет внутренней сильной потребности в высшем смысле жизни. Эта потребность заменяется болтовней, рассуждениями, но это не внутренняя необходимость.
И третье состояние сознания, когда неизбежно должно возникнуть состояние ощущения связи со всем живым. На этом уровне сознания неизбежно возникает внутренняя острая потребность в гармонии бытия. На этом уровне сознания неизбежно возникает потребность в собственной жертвенности и, более того, радость от этого. Отдача становится смыслом жизни человека такого сознания. Кроме того, возникает ощущение некоего высшего присутствующего центра, на который человек ориентируется гораздо чаще, чем на ум. Этот центр, к которому человек обращается за помощью, за советом, находится в глубине, в районе сердца. Вот отсюда, из этого центра и возникают возвышенные чувства любви, сочувствия, сопереживания и приятия, без рассудочное стремление помочь в беде любому живому существу, без рассудочное стремление к отдаче.
Но пока еще, так сложно и трудно развивается это сознание, потому что в массе своей живем мы в атмосфере рассудочной, отравленной эгоизмом.
Духовное развитие человека начинает ускоряться по мере развития интеллекта. Но, только тогда, когда оно достигает предела, когда у человека «блестящий интеллект», чье свидетельство мудрость, это сознание может перейти в сверх сознание. Далее человек может развить свой разум, достигнув, ряд степеней сверхразумного сознания. В начале он развивает интуитивный разум, который переходит в гениальность, достигнув предела гениального разума, начинает развивать более высокий разум – пророческий. Развив пророческий разум, он начинает развивать космическое сознание.
Это возможно только тогда, когда прожектор внимания, ранее многие воплощения направленный на окружающий мир, начинает поворачиваться внутрь. Человек начинает интересоваться собой, оценивать более себя, наблюдать и анализировать себя. Только это дает ему возможность увидеть свои недостатки, свои проблемы. Только тогда возникает возможность изменять себя, устранять многие эгоистичные комплексы, реально меняться. Если воля человека направлена на совершенствование себя, если усилия его не минутные, а продолжительные, личность действительно меняется. Исчезают многие негативные качества. Возникает новая личность, более совершенная. Происходит то, о чем говорил Иисус, когда говорил о втором духовном рождении.
Помните, в Евангелии есть такой эпизод: Иисус приходит к фарисею Никодиму и тот задает ему несколько вопросов. В частности, он спросил и Иисуса как можно достичь царствия божия? Иисус ответил, что не ранее того, как ты родишься вновь от воды и огня. Позднее, последователи Иисуса, будучи людьми невежественными, не посвященными в знание, исказили это утверждение и изобрели пустой, бессмысленный ритуал «крещение», которое якобы гарантирует человеку путь в высшие миры. Иисус имел ввиду вот что. Новое рождение от воды означает освобождение от влияния астрального тела. Т.е. освобождение от инстинктивного влияния. В символике посвященных символ воды тождественен астральному миру. Астральная материя так же пластична, как вода.
«Рождение от огня», означает освобождение от эгоизма с помощью разума, т.е. самонаблюдения. Сила разума в символике посвященных тождественна огню.
Дважды рожденная личность имеет другое сознание, другие проявления, иначе относится к окружающим. Она достигает духовного сознания.
Я хочу напомнить еще об одной притче, рассказанной своим ученикам Иисусом. Он говорил о том, что человек должен развить в себе независимое индивидуальное мышление. Потому что по мере развития индивидуальности, начинает проявляться сверхсознание. Это сознание только личными усилиями человека далее развивается до предельного уровня, до Богочеловеческого. Я хочу напомнить притчу Иисуса о заблудшей овце. Помните, Иисус говорил о том, что Пастух пойдет искать одну овцу, оставив всех остальных, сбившихся в стадо. Иисус говорил о том, что индивидуальность, вышедшая из–под власти толпы является более ценным существом, т.к. способна думать самостоятельно. Способна развивать себя самостоятельно, способна иначе, чем остальные, более примитивные, принимать новые идеи, знания. Этой притчей он хотел убедить своих первых последователей, что способность принять новые знания, которые он передавал им, способность отказаться от принятых норм, идей, представлений, делает их более ценными в глазах Бога.
До последнего времени все духовные школы были очень малочисленны т.к. требуется от человека интенсивное внутреннее усилие. По пути духовного развития никого тащить за уши невозможно. Развивать себя может только сам человек. С уровня развитого интеллекта только собственными усилиями может достигнуть человек в конце пути состояние космического сознания.
Но как развить хотя бы зародыш высшего сознания? Подробно я расскажу о том, как выйти за пределы эгоистичного, расчетливого, интеллектуального сознания в книге « Путь от интеллекта к сверхсознанию».
Прежде всего, необходимо изменить свое отношение к миру.
По мере развития сознания меняется отношение человека к миру и его понимание Бога.
Инстинктивный человек мир воспринимает как джунгли, как поле битвы, где выживает сильнейший. Где ему надо выжить путем борьбы, насилия, хитрости. Основной инстинкт, который доминирует в его сознании – инстинкт выживания. О боге думается редко, практически никогда. Бог слишком далеко. Он недосягаем. О нем человек редко вспоминает. К богу в церкви он обращается при необходимости получить помощь, когда ему необходимо заручиться поддержкой. Его молитвы – это всегда просьбы о помощи. Богу всегда представляется целый список требований. Когда такой человек стоит в церкви или бормочет молитвы, он делает это не осознанно, механически, потому что так делает его окружение. Такой человек полон суеверий, страхов, мир ему непонятен и страшен. Все вокруг него чужие и опасные.
Истиной веры никакой нет, понимание бога примитивно и наивно. К нему он обращается как к начальству, помогающему выжить. В этом состоит вся вера и вся духовность.
Человеком интеллектуального сознания мир воспринимается как двойственность. В мире есть добро и есть зло. В мире есть бог и сатана. Это двойственное восприятие мира отражает полностью внутренний мир интеллектуального человека. Он двойственен этот человек. То он опускается до уровня инстинктивного сознания, до уровня животного, то в некоторые моменты поднимается к высотам абстрактного мышления, тогда он забывает о бытовых проблемах. Это двойственное состояние внутреннее он переносит на понимание жизни. На этом уровне он мало задумывается, что же такое бог, но болтать на эту тему может много.

На уровне сверхсознания у человека исчезает полностью представление о личностном боге. Человек видит бога везде. Он видит не личностного Бога, но божественное существование, целостное и гармоничное. Бог и есть это бытие. Он видит гармонию в существовании и воспринимает существование, как проявление воли бога, его любви. Бог и есть это всеобщее бытие. Все то, что он наблюдает вокруг себя и есть проявление сознания бога.
И так как он воспринимает себя частью этого мира, бог перемещается внутрь его существа. И если раньше с какими то просьбами, он обращался к личностному богу, который якобы мог его услышать и чем-то ему помочь, то теперь человек обращается исключительно внутрь себя. Как только человек начинает осознавать свою божественность, обращаться внутрь себя, там начинает разгораться свет. Оттуда из внутренних глубин начинают идти советы, побуждения, иногда критика. Этот голос мы называем голосом совести. Этот глубинный голос – и есть проявление духовного сознания. Это - часть вас, любящая и мудрая. Это тоже мы, это проявление нашего сознания, но более глубинного и мудрого. Чем чаще человек обращается за помощью, за подсказкой к этому источнику, тем интенсивнее начинает развиваться это сознание. Сверх сознание проявляется как высшее чувство. Есть два признака этого сознания. Это ощущение единства со всеми проявлениями жизни. Такой человек чувствует состояние любого растения или животного. И не может остаться равнодушным к проблемам этих живых существ. Равнодушие свойственно интеллектуальному сознанию. Еще чувство единства со всеми людьми. Он сам мало привязан к национальной среде данного воплощения, людей никогда не делит по признакам нации или веры. Лучше чем об этом сказал Иисус трудно определить это чувство. Он говорил о себе « Я – сын человеческий». Это состояние осознания единства со всеми. Тогда когда начинает более активно проявляться это сознание, разрушается стена отгороженности, исчезает ощущение враждебного существа в другом. Высшее чувство, которое возникает как результат развивающегося внутреннего высшего сознания – это чувство единения, чувство взаимосвязанности. Характерными становятся для человека высшие чувства - сопереживание, сострадание, чувство единения со всеми людьми, чувство взаимосвязанности со всеми явлениями жизни. Оно никогда не может возникнуть в результате прочтения книг, посещения церквей, самых раздуховных бесед. Они приходят только как результат трансформации интеллектуального разума в духовный, только из внутреннего света. Пока этого чувства нет, чувства единства, уважительного и родственного отношения к любому, человек может много говорить о духовности, заблуждается относительно своей раздуховности. Пока этих чувств нет – человек может много говорить о духовности, заблуждается относительно своей раздуховности. Человек может болтать о духовности, но это свойство интеллекта - болтать по поводу духовности.

Еще раз повторю, что по - разному проявляется и воля человека в зависимости от духовного развития. Воля появляется только с развитием интеллекта. В начале развития человека никакой воли нет, как и нет, способности рассуждать, анализировать и принимать логически обоснованные решения. В начале развития, человек действует только под влиянием желания. Возникает желание есть, под влиянием этого желания человек начинает действовать. Никакой воли нет у примитивно развитого человека. Всеми его побуждениями управляют три инстинкта. Человек принимает решения благодаря интеллекту и выполняет их благодаря воле. От того, какие решения он принимает и в какую сторону направлена его воля, зависит не только эта его жизнь, но и следующие.
Человек может поступить как животное, как рассудочное эгоистичное существо и как духовное существо. Эта свобода приведет к скорбям в следующей жизни, если он будет поступать как животное или как рассудочное эгоистичное существо и к радостям, если будет поступать как духовное существо.
На низком уровне развития воли нет, человек полностью зависим от тела, т.е. от инстинктов. Все его действия зависят только от того, насколько сильны или слабы те или иные инстинкты в его сознании. На уровне интеллекта человек сам должен решить в каком направлении должна действовать его воля. На уровне духовного развития – человек не рассуждает, как ему поступить, он всегда поступает нравственно, воля направлена на помощь другим, на служение.
С уровня предельно развитого интеллекта начинает развиваться индивидуальность. Человек инстинктивный - часть толпы. Человек интеллектуальный - вперемежку, то проявляет индивидуальность, то подвержен пропаганде, мыслит как все. Человек со сверхсознанием - ярко выраженная индивидуальность, стоит в отдаленности от толпы всегда. Духовная индивидуальность медленно развивает сознание до уровня Богочеловека. Те, которые назывались на Земле этим именем, должны были раньше, чем появиться среди нас в качестве Боголюдей, подняться по этой трудной спирали от человека - животного до человека рассудочного, далее до человека, обладающего сильной личностью, индивидуалиста и далее до человека духовного, развивающего медленно духовное сознание до уровня Богочеловеческого. Таково медленное развитие человеческой души. Знание об этом позволит объективно осознать уровень духовного развития, который присущ нам сейчас и позволит осознать, в каком направлении двигаться далее, т.е. заглянуть в будущее.
Когда во многих духовных источниках говорится, что как результат духовного развития исчезает личность и возникает индивидуальность, многих это очень пугает. Люди бояться превратиться в пассивное, безмолвное, не интересующееся этим миром существо. Возникает этот страх оттого, что люди не понимает, что это значит - исчезновение личности. Личность - кроме врожденных качеств, созданных вами же в предыдущей жизни, это набор представлений о себе. Это могут быть разные идеи, например - я очень умный, или красивый, или талантливый или раздуховный и т.д. Чаще всего эти идеи не имеют ничего общего с действительностью. Но они есть у каждого интеллектуального человека. У каждого есть набор каких-то идей о себе, о жизни, о способах утверждения своей личности. Если мы очень к этим представлениям привязаны, то всех, кто с нами не согласен, мы считаем дураками, врагами, подлежащими уничтожению, потому что они не разделяют наших представлений о нашей персоне, очень ценной и уникальной. По мере того, как человек начинает осознавать себя, и раз отождествляется со своей личностью, он видит в своей личности много негативных проблем. И так как он себя уже с ней не отождествляет, ему легко принимать критику и, более того, самому критиковать, самому отмечать, оценивать, наблюдать себя со стороны, а значит, изменять ее, совершенствовать.

По мере того, как душа развивается, в ней загорается мерцающий свет, тот, что мы называем духом.
Итак, эволюция души проходит в человеческом теле 3 ступени.
1.Душа животная
2.Душа человеческая
3.Душа духовная или божественная
Люди живут разной жизнью. Некоторые живут растительной: едят, пьют, ходят на работу, немного суетятся, но не имеют никаких собственных мыслей, сильных эмоций. Вся их жизнь уходит на то, чтобы есть, пить, спать и делать маленькую работу. Это растительная жизнь. Преобладает в сознании инстинкт выживания и стадный инстинкт.
У других преобладает сторона животная, инстинкт продолжения рода и выживания. Они оживлены, возбуждены, в них много страсти, гнева, ревности, чувственности. Но они еще не имеют ясного мышления.
Выше находятся существа с более развитой эмоциональной жизнью. Они обладают воображением, любят поэзию, музыку, часто романтичны. Но не имеют ни ясного, философского мировоззрения, ни потребности в нем.
За ними следуют люди, имеющие сильно развитый интеллект. Они изучают науки, ищут глубину вещей - это писатели, мыслители, ученые, философы. Но и это еще не духовные люди. Они пытаются объяснить все явления жизни с помощью интеллекта. Но интеллект ограничен, он не обладает всеми средствами, чтобы пролить на все ясность и свет. Интеллект, исходя из своего маленького “я“ склонен утверждать свою точку зрения, которая без сомнения является « истинной», склонен мыслить себя самого центром, для которого существует все окружающее его в мире. Человек, имеющий эгоцентрическое, интеллектуальное сознание уверен, что его желания должны быть законом. Он всегда оценивает окружающих и жизнь с точки зрения своего превосходства. Дух само утверждающейся гордыни - естественный атрибут малого разума. Интеллектуальный человек уверен в совершенстве, своем исключительном значении, он самообольщается своим значением. Естественно человек, обладающий таким сознанием, совершенно не способен оценивать жизнь правильно. Люди очень ошибаются, думая, что интеллектуальный человек может быть объективным. У огромного большинства людей возникают не объективные мысли, оценки, выводы, а только те, которые возникают в результате эгоистического интереса, личных потребностей.



Обратно к содержанию