введение наука гармонии жизни эзотерика востока и запада история мировых религий статьи и публикации
 





Обратно к содержанию

ЦИКЛ «БЕСЕДЫ ОБ ЭЗОТЕРИКЕ»
«ЗАКОН ИЕРАРХИИ. ПЛАНЕТАРНАЯ ИЕРАРХИЯ. ШАМБАЛА. СТАДИИ ЭВОЛЮЦИИ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА- УЧЕНИЧЕСТВО, ОТ ПЕРВОГО ПОСВЯЩЕНИЯ К ПЯТОМУ ПОСВЯЩЕНИЮ.»
Книга шестая

Б Е С Е Д А   Д Е В Я Т А Я


Необходимо проследить особенности постепенного развития человека, начиная с зачаточной души до состояния высоко развитого человека, различные ступени развивающегося сознания, начиная от смутных ощущений дикаря до творчества мудреца, созидателя, мага.

В цикле лекций А. Безант о последовательном развитии сознания человека под общим названием « В предверии храма», пишет :» Если бы мы могли мысленно увидеть течение всей эволюции человечества, мы увидели бы в пространстве возвышающуюся большую гору, а кругом горы до самой вершины вьющуюся тропу. Эта тропа огибает семь раз гору, и на каждом повороте тропы привал, где путники могут отдохнуть от усталости. Дорога поднимается спиралью все выше и выше, до самой вершины горы, где стоит храм из белого мрамора. Этот храм – цель пути. И те, кто вошли в него, закончили свое странствие и остаются там лишь для того, чтоб помочь тем, кто все еще поднимается… Это путь, по которому идет человечество, цель его- достигнуть храма. Глядя на всех этих бесчисленных путников, невольно спрашиваешь себя « почему они идут так медленно? Зачем все эти миллионы людей совершают такой длинный путь? Зачем все они так стремятся к этому храму, что стоит на вершине горы? Глядя на них, невольно думаешь, что они потому идут так медленно, потому что не видят своей цели и не осознают направления, по которому двигаются.»
Эта беседа посвящена теме постепенного развития сознания человека. Какие изменения происходят в его сознании? Что нужно для того чтоб ускорить этот процесс перехода из одного состояния развития в следующий? Что нужно для того, чтоб ускорить движение по дороге ведущей к храму?
Итак, начальный этап развития человека -полуживотное, характерные качества - дикость, жестокость, ненависть, смутное ощущения себя и жизни, отсутствие развитого разума. Конечный этап развития - способность к высшему творчеству, мудрость, всезнание и любовь. Посредине, между двумя этапами - критический, поворотный период, его можно назвать периодом развития самоосознания. До начала периода развития самоосознания, все внимание человека обращено на окружающий мир. Враждебный, агрессивный человек настроен на борьбу с ним. Постепенно, по мере развития, по мере развития его разума в нем возникает возможность анализировать, оценивать не только окружающий мир, но и себя. Начиная с этого уровня развития, прожектор его внимания все чаще начинает поворачиваться к себе. С того момента, когда человек впервые задумался о себе, начинается новый этап его развития. Этот этап протекает довольно долго, множество жизней развивает человек способность и желание рассматривать, анализировать себя. Только эта способность может привести человека к реальному изменению себя. Человек начинает видеть и оценивать себя реально, стремиться изменить некоторые свои качества. Только самостоятельное, добровольное, волевое усилие, стремление к совершенствованию, способно изменить человека и в целом народ. Основная масса людей этим качеством пока еще не обладает. Человечество находится где-то посредине, между дикостью и способностью полностью осознавать себя.
Это самый трудный и сложный период развития человечества и отдельного человека. Что же меняется в сознании отдельного человека, когда он развивает способности к самооценке, когда он развивает самоосознание?
Человек начинает более объективно оценивать свои проявления, мысли, эмоции, поступки. Сравнивать свои проявления с поведением неких принятых нравственных образцов. Кстати, человечество в целом тоже проходит этот период. Народы учатся оценивать себя объективно, беспристрастно оценивать свои качества. Способность к самооценке у большинства людей пока еще не развита, она не является сколько - нибудь постоянной, проявляется только иногда. Но, если даже только изредка человек анализирует себя, его развитие начинает ускоряться.
Развитие сознания человека от начала периода самоосознания, критического поворота к себе, до богочеловеческого уровня включает несколько этапов.
Если человек еще не достиг первого этапа развития самоосознания, то он - явно выраженный эгоист. Образование не имеет значения для оценки его духовного состояния. Он может иметь несколько дипломов, владеть несколькими языками, но может быть жестоким, склонным к насилию, ненависти, зависти, для него может быть характерен национализм и стремление к власти. Такой человек еще много воплощений будет постигать опыт погружения в материальный мир. По сути, он является полуживотным, хотя имеет развитый ум. Но, ему не хватает человечности, чтоб считаться человеком, прошедшим половину пути развития. В России сейчас много людей, которые уже подошли к стадии возникновения самоосознания. Необходимо им только помочь перейти через кризисный этап и стать на путь духовного развития. Итак, весь период от точки поворота к себе, анализа своих проявлений, от уровня самоосознания до богочеловека условно делится на три части :
Первый - путь испытаний.
Второй - путь ученичества
Третий - путь посвящения.
Путь испытаний это - начало духовного преобразования человека.
В этой беседе я хочу говорить о первом этапе - о пути испытаний.
До того, как человек станет на путь ученичества, в нем множество воплощений, будет развиваться интеллект. Нельзя духовно развиваться, если нет инструмента, отличающего его от животного, если нет разума, способного к анализу, способного оценить мир и себя. Вот в чем прегрешения любой церкви, считающей разум орудием сатаны, выступающей против новейших достижений современной цивилизации. Церкви насильственно останавливают развитие человечества. Если разум не развивается, человек останавливается в развитии и существует на уровне животного.
Итак, крайне необходимо развитие интеллекта, так как параллельно с интеллектом развивается нравственность человека. Нравственность развивается по мере того, как человек учится наблюдать за собой. В нем развивается способность правильно оценивать свои поступки и поступки других людей. Развивается этическая потребность, т.е. потребность в гармонии и красоте человеческих проявлений. Эти качества сознания будут развиваться много, много воплощений. По мере своего развития человек все чаще начинает задумываться о существовании, о смысле жизни. Это путь испытаний. Человек еще не стал на путь ученичества, а только к нему подходит.
Все чаще возникает у него мысль: что же он делает здесь, на Земле. Для чего ему даны все ситуации, события, страдания, контакты? Множество жизней пройдут, прежде чем человек придет к выводу, что его жизнь наполнена бессмысленной суетой. Что усилия добиться материального преимущества над другими или социального преимущества бессмысленны, что жизнь протекает в пустой, обыденной суете. Если в вашем сознании возникло равнодушие к материальным устремлениям, если вы чувствуете усталость от погони за теми радостями, которые очень важны для многих других людей, это значит, что вы подошли к этапу ученичества. Должно возникнуть внутренне ощущение пресыщения от суеты и мелких устремлений. Эта стадия так и называется -“пресыщение“. Постепенно вы приходите к выводу, что в материальных ценностях нет существенного смысла. Что это не может быть основным смыслом жизни, что ради них не стоит так много суетится. Эта суета не стоит таких больших нервных, душевных трат. Пресыщение будет накапливаться все больше и больше с каждой жизнью, внешне это будет проявляться как отсутствие интереса. Желания человека больше не направлены на внешний мир.

Далее, по мере духовного развития, возникает еще одно качество, которое называется “отречением”. Это качество следует за “пресыщением”. “Отречение” символически звучит так - ”все прах, все суета“. Иногда это чувство возникает очень сильно в глубине души, вызывает пессимистичное отношение к жизни. Иногда это временные состояния. Но, тем не менее, ощущение бессмысленности, бесполезности суеты ради материальных достижений появляются все чаще и чаще. Причем, бессмысленности не в действиях, а в целях. Цель не привлекает, не заставляет так активно действовать. Должно возникнуть полное ощущение бесполезности, бессмысленности трат душевных, нервных, физических, посвященных этой суете ради материальных достижений.
Пресыщение этой суетой сопровождается разочарованием “ Все суета “. Человек разочаровывается в обладании, понимая, что все земные радости - иллюзии, подобно пузырям на воде.
Это первый крик души. Душе надо пройти множество воплощений, прежде чем сознание пустоты сделается ее постоянным настроением. Тогда возникает желание достигнуть чего-то неизменного, вечного, высшего.
Это и есть дверь, ведущая на предварительный путь испытаний.
До этого периода развития, множество людей находится в невероятной суете. Эта суета не только внешняя, это, в основном, суета внутренняя. Она выражается в бесконечных планах, проектах, надеждах. Надо обогнать, победить, накопить, добыть, наказать и т.д. Другими словами, масса людей живут в бесконечной, ожесточенной борьбе с миром и пока не чувствуют, что эта борьба не имеет смысла, что это ничтожная суета.
Но отдельные личности к этому выводу уже пришли. Это состояние появляется все чаще и чаще и захватывает их все глубже и глубже. Это тот процесс, без которого дальнейшее духовное развитие невозможно. Это непреложный признак начала нового этапа развития. Если это в какой-то мере присутствует в вашем сознании - вы заканчиваете период испытаний и подходите к этапу ученичества. Итак, кратко о постепенном изменении в сознании человека, находящегося в стадии “испытания“.
Вначале пресыщение материальными достижениями, потом отторжение от устремления к ним. Человек должен перестать стремиться к обладанию людьми ли, вещами ли, социальным положением, знаниями для самоутверждения и т.д. Стремление к ценностям материального мира не позволит увидеть ему другие ценности. Об этом говорил в своих проповедях Иисус. Помните, в своем утверждении о том, что легче верблюду пролезть через игольное ушко, чем богатому попасть в рай. Иисус совершенно не имел в виду, что каждый богатый человек является абсолютным грешником. Он имел в виду только то, что богатый не видит иных кроме материальных ценностей. Он не будет вследствие этого стремится к духовным богатствам, которые предоставляют дорогу в рай. Последователи Иисуса не совсем его поняли. Впоследствии возникло множество людей, которые подчеркнутым нищенством утверждали якобы присутствующую в них святость. Особенно это было развито в православии. Юродивый еще не значит святой. Иисус просто повторил требование буддизма: готовность внутреннего отречения от устремления к материальным ценностям, подтверждает определенный этап развития человека. Чтение эзотерической литературы, болтовня на “космические” темы, посещение церквей и т.д. никакого истинного отношения к духовному развитию не имеют. И болтают и посещают церкви в основном озабоченные проблемами материального достижения или самоутверждения эгоисты, полностью пока еще погруженные в материальный мир. Другими словами, все виды обладания должны перестать привлекать человека. Я совсем не имею в виду внешние формы проявления этого сознания. Это совсем не значит, что с завтрашнего дня надо выбросить свои вещи и таким образом демонстрировать достижение этапа “не обладания”. Я говорю о внутреннем состоянии, с ним ничего не сделаешь, если оно есть - оно есть. Человек внутренне равнодушен к вещам, хотя и покупает некоторые необходимые ему, внутренне равнодушен к социальным достижением, званиям, признанию обществом и т.д.
Заметьте, пожалуйста, что для массы людей, то, что кажется им самым важным, самым необходимым, что заставляет их тратить время, энергию, силы, что заставляет их много суетится - все это скрывается под одним термином - ” обладать”.
Потом, в какой-то из жизней, человек начинает понимать, что обладание не приносит счастья, но лишь временное удовлетворение. Тогда возникает в его сознании вывод: обладание имеет очень большую цену - жизнь! Вывод, что он тратит жизнь свою для достижения иллюзорных целей. Вначале голос этот будет звучать шепотом, потом он будет усиливаться, потом превратится в абсолютное убеждение. Это голос более высокого сознания, которое начинает проявляться. Начинает интенсивно умирать животное начало в человеке: эгоизм, стремление обезопасить себя материальными благами, стремление занять положение вожака в человеческом стаде(обществе).
Человеку потребуется много воплощений, прежде чем это убеждение станет явным. Но, уже с начального этапа, когда появились первые сомнения относительно смысла его суетливых усилий, начинается истинное духовное развитие человека, которое пойдет ускоренным темпом. Только после достижения этого рубежа появляется возможность духовной трансформации, потому что далее большая часть энергии человека не тратится на борьбу с миром внешним, все больше ментальной энергии тратится на осознание своего мира внутреннего. По мере развития человека этот процесс усиливается.
Но, в переходный период, когда человек еще не полностью переключился на внутренний мир, он присутствует между двумя мирами. Тогда у него возникают противоположные желания.
Давайте сравним рост человека с ростом дерева. У сильного дерева могут быть слабые корни? Нет. Чтобы дерево стало могучим, надо чтоб оно развило могучую корневую систему. Т.е. оно вначале должно расти интенсивно вглубь. Развитие внутреннего, глубинного в человеке - это развитие его астрального и ментального тел, его духовной души. Тогда человек превращается в могучую индивидуальность.
Так как основное свойство человека - это стремление к удовлетворению желаний, то теперь он устремляется к удовлетворению желания духовного совершенствования с такой же интенсивностью, с какой раньше устремлялся к удовлетворению земных, иллюзорных желаний.
Итак, только от достигнутого этапа - развитой способности к самоосознанию, начинается духовное развитие человека. Не достигнув этот рубеж, человек не может далее развиваться, потому что в его душе нет истинного устремления к другим ценностям, духовным. Эта устремленность свидетельствует о том, что он находится у ворот ученичества.
Вот как об этом этапе пишет А. Безант : « Первый шаг по пути к преддверию храма путник делает тогда, когда он начинает понимать, что его путь имеет цель. Он впервые поднимает глаза и на мгновение видит вершину горы и светлые лучи, исходящие из храма. После этого он уже никогда не останется прежним.»
Далее человеку предстоит выполнить серьезную духовную работу исключительно умственного и нравственного характера. На этом этапе развития человек может существовать много воплощений. Уже присутствует усталость от жизненной суеты, безразличие к материальным целям и, тем не менее, сила его желаний направлена на материальный мир. Устремленность к высшему уже есть, но он еще не может полностью оторваться от принятых в его среде ценностей, привычек, привязаностей. От этой двойственности ему предстоит освободиться полностью. Об этом состоянии говорил Иисус: ”Нельзя служить двум Богам.”



Обратно к содержанию