введение наука гармонии жизни эзотерика востока и запада история мировых религий статьи и публикации
 





Путь к сверхсознанию

Автор - Алина Якунина

Беседа первая
Беседа вторая
Беседа третья
Беседа четвертая
Беседа пятая
Беседа шестая
Беседа седьмая
Беседа восьмая
Беседа девятая
Беседа десятая
Беседа одиннадцатая
Беседа двенадцатая
Беседа тринадцатая
Беседа четырнадцатая
Беседа пятнадцатая
Беседа шестнадцатая
Беседа семнадцатая
Беседа восемнадцатая
Беседа девятнадцатая
Беседа двадцатая
Беседа двадцать первая
Беседа двадцать вторая
Беседа двадцать третья
Беседа двадцать четвертая
Беседа двадцать пятая


Б Е С Е Д А     О Д И Н А Д Ц А Т А Я.



Можно сказать, что 99 % людей совершенно не осознают, как проявляется их сознание, абсолютно не понимают его управляющую роль в поведении, мышлении, чувствах, состояниях. Если вы полагаете, что, прочитав много литературы, вы уже автоматически имеете интеллектуальное сознание, то вы глубоко заблуждаетесь. Инстинктивное сознание и его власть над поведением человека может быть очень сильным у очень эрудированных людей. Именно эта неосознанная программа низкого сознания не позволяет человеку расти далее и конечно ни о каком изменении личности речи быть не может. Это иллюзия, что большое количество накопленной информации и хороший словарный запас уже предполагает более высокое сознание. Нет. Человек может быть на инстинктивном сознании и иметь хорошую память и возможность накопления информации.
Характерное сознание для очень многих людей сейчас это инстинктивное сознание, в разной степени проявления плюс не очень развитый интеллект. Интеллектуальное сознание - это не количество законченных институтов, это способность анализировать, размышлять, делать самостоятельные выводы.
Это сознание называется эгоистическим сознанием.
Человек с таким сознанием видит жизнь только как двойственность: я и они. Изменить это сознание, перевести человека на более высокий уровень сознания, означает освободить его от инстинктивных страхов, от склонности инстинкта к борьбе и освободить его от эгоистичного противопоставления себя и окружающего мира.
Человек с таким ограниченным сознанием искаженно воспринимает мир и, конечно, искаженно воспринимает себя, такие люди, конечно же, не способны любить никого, ни себя ни других. Психика его такова, что обязательно отделяет этого человека от окружающих людей. Прежде всего, человек отделен от энергий окружающего мира. Он вне природы, он вне людей, он в одиночестве, один на один с миром борется, используя свои маленькие силы.
Этот человек не видит, не чувствует и не ощущает живой природы, живущего вокруг него мира, мира обладающего энергией и сознанием, не любит этот мир. Да, он может к этому миру относиться потребительски, он срезает цветы, он бездумно ломает все окружающее, он калечит природу, и, как ему кажется, он бывает на природе. Нельзя быть на природе, можно быть вместе с природой.
Естественно у него враждебное, настороженное отношение к другим людям. Энергии у этого человека очень не много и он всю ее тратит на борьбу с миром. Дело в том, что человек совершенно не осознает: что же он делает и что он в первую очередь делает с собой. Его сознание очень напоминает искаженное зрение, которое дает иллюзию ясности, но в то же время отображает все в совершенно искаженном виде.
С тем или иным инстинктивным сознанием слабым, средним или сильным человек приходит в этот мир. Это наследие прошлой жизни и в карте рождения об этом говорят две планеты: Луна и Марс. Они характеризуют инстинкт, инстинкт выживания, потребность во власти и инстинкт продолжения рода.
Что же такое эгопрограммы? Когда возникают эти проблемы, эти особенности низшего интеллектуального сознания. Эти программы возникают в этой конкретной жизни, последней жизни. Эго-программы возникают в этой жизни, полностью зависят от условий жизни, воспитания, среды. Можно сказать, что человек предрасположен к тому или иному эго-заболеванию.
К 14-му возрасту человек полностью приобретает определенные роли, мнения, весь набор идейных штампов семьи и общества. Полностью лишается способности самостоятельно мыслить. Что самое страшное совершенно над личностью? Ей преградили возможность самостоятельно оценивать этот мир, значит, развивать интеллект. Очень не просто избавиться от всех навязанных идей, мнений. Масса людей мыслят в очень узеньком коридоре, шире которого они мыслить не в состоянии. Очень мало людей, имеющих самостоятельное мышление. Кроме того, возникает понимание - какие роли надо играть, как приспособиться к этому миру, как легче жить. В нашем обществе нетрадиционно мыслящих людей вообще очень мало. Доминирующий инстинкт в подсознании создает эго-комплексы, эго-идеи, которые очень жестко управляют всем мышлением, выводами, эмоциями и следовательно, поступками человека.
Эти заболевания психики полностью препятствуют развитию личности и именно поэтому интеллектуальный человек вынужден проживать жизнь с таким незначительным изменением в духовном развитии.
Личность нашу надо освободить от созданных эго-идей, от навязанных представлений. Если маленькому ребенку с детства внушают определенные идеи и он, еще не вступая в контакт с жизнью, имеет готовые решения, готовые мнения на многое, невероятно сужается его опыт. Самое важное условие развития - возможность развиваться личности в свободном контакте с жизнью. Наше развитие ограничено окружением и теми идеями, которые внедрены в наш разум. Ложные идеи о жизни, о методе общения, о способах завоевания этого мира. Конечно, легче воспринимаются те идеи, которые соответствуют первичным задаткам личности. Эго- программы есть у всех. Никто не свободен от окружения, от навязанного давления, мы не свободны от семьи, среды, общей культуры, национальных идей. Поэтому у всех есть определенные эго - идеи в подсознании. Они очень жестко заставляют человека существовать определенным образом. Освобождение от них дает другое отношение к жизни, другой опыт, ускоренное развитие.
Жизнь по своей природе не наполнена страданием. Жизнь очень гармонична. Мы оцениваем ее со своей колокольни. Жизнь плохая, потому что мне плохо. В действительности, мне плохо, потому что у меня такой разум, у меня такое сознание. Давайте оценивать жизнь не через призму моих личных претензий, а как объективную реальность.
Жизнь явление целостное, во всех проявлениях взаимосвязана и гармонична. Дана человеку для того, чтоб он учился творить. Для того и дан человеку разум, чтоб он стал творцом своей жизни. Жизнь дана для того, чтоб он стал любящим существом. Мир, в который мы приходим, наполнен любовью. Любовь – основа жизни. Мироздание создано соединением двух начал – мужского и женского. Мы погружены в океан природной любви. Природа дает нам все необходимое для существования. Но мы, в силу своего маленького сознания, этого не чувствуем, не можем ее воспринять. И конечно, совершенно не способны к ответной любви. И в силу этого не способны к переживанию счастья. Счастье –это совсем не то, что представляет большинство людей. Большинство думают, что счастье - это осуществление моих желаний, претензий, амбиций. В реальности счастье довольно близко, рядом с человеком. Это - научиться быть удовлетворенными жизнью. Это доступно любому человеку. Все наши несчастья лежат в нашем разуме.
Мы рождаемся в этот удивительный мир, наполненный любовью, для того чтоб развивать мудрость, научиться не нарушать гармонию, являющуюся законом существования. Иначе не было бы жизни, если бы в ней не было гармонии. Посмотрите, какие удивительные законы царят в природе.
Что делает нас в таком удивительном гармоничном мире несчастными, неудовлетворенными, озабоченными? Человек чаще всего проживает свою жизнь, так и не поняв в какой мир он пришел и не подозревает, что можно прожить ее иначе, если научиться существовать иначе. Но для этого надо стать существом не эгоистичным, научиться существовать по законам жизни.
Эго-программы, связанные с личностью, рождаются вместе с ней и умирают тоже вместе с ней. Они жестко программируют человека на другую жизнь. Сама культура, само рождение в общество эгоистов, не способных чувствовать гармонию жизни, делают нас эгоистами. С детства мы ощущаем жизнь как поле борьбы, а не как поле опыта. Сама позиция « жизнь – поле опыта и опыта надо набраться много» - делает человека другим существом.
Человек может расти духовно только в этом физическом мире. Потому что здесь есть двойственность жизни. Набирая опыт положительный и отрицательный, человек учится анализировать, сравнивать, делать выбор. Двойственный опыт необходим для развития. Тогда, когда человек начинает понимать, что жизнь необходима ему для опыта, а не для борьбы, это меняет совершенно его отношение к окружающим. Он начинает более спокойно принимать все периоды жизни. Причиной же враждебного отношения к жизни, готовности к борьбе является ложная идея об одноразовости человеческой жизни. Наша материалистическая культура и наука убедила общество, что эта последняя личность единственная и смертная. Эта иллюзия одноразовости жизни побуждает человека к борьбе. Огромное большинство людей тратят свою жизнь в борьбе за право утвердить свою личность.
Во многом мы еще животные и еще сильны инстинкты выживания, утверждения в стаде, половой инстинкт. Если ощущать жизнь как борьбу, тогда каждый другой воспринимается как потенциальная угроза, вызывает чувство настороженности, недоверия, страха, подозрительности.
Наше эгоистичное сознание, управляемое в значительной степени инстинктом выживания, склонно очень настороженно относиться к каждому. Каждый другой, так действует инстинкт выживания, вызывает чувство настороженности и недоверия. Особенно тогда, когда жизнь сталкивает нас с людьми впервые. Неосознанно человек ощущает потенциальную угрозу. Чем сильнее это ощущение, тем сильнее свидетельство, что в нас сильно действие инстинкта выживания. Он мгновенно настраивает нас на защиту или нападение. Мгновенный страх или мгновенную ярость. Мгновенное восприятие двойственности – «Я» и « Они».Любому другому человеку прежде всего приходится преодолевать нашу настороженность.
Все эти состояния являются признаками психического заболевания – паранойи. Но если инстинкты управляются разумом, если возникает другое, более высокое сознание, тогда возникает иное отношение к окружению. Это – умение настроиться на ситуацию в целом, включая нас самих, окружающих и все, что здесь и сейчас находится. Другими словами, возникает восприимчивость, мудрость и чувство единства. Человек просто настраивается на ситуацию, не предполагая борьбу, отстаивание себя, не предполагая самоутверждения. И тогда исчезает паранойя в сознании.
Есть инстинктивная восприимчивость, но и мудрость, миролюбивое восприятие жизни. Меняется сам способ существования.
Высшее сознание делает человека пластичным, восприимчивым, мудрым, принимаюшим. Выйти на этот уровень сознания возможно только одним способом – постоянно отслеживать наши реакции в ситуациях. Это отношение к жизни - пластичное, доброжелательное, сочувствующее никогда не может возникнуть при интеллектуальном сознании.
Мы не имеем права существовать, как эгоистичное размышляющее животное.
Разберем постепенно тот набор качеств, который нам необходимо достичь: поговорим о пластичности. Пластичность – это наше врожденное качество. Человек от рождения не снабжен никакими фиксированными мнениями, реакциями, шаблонными представлениями, идеями, отгораживающими его от контактов, от жизни. Маленький ребенок открыт, бесхитростен, пластичен во всех проявлениях. Заметьте, как ребенок реагирует на любого человека- ему все равно, кто к нему приближается министр или дворник, хорошо одет или плохо, черный или белый, китаец или турок. Он этих понятий пока не имеет, он жизнь таким образом не делит. Он воспринимает людей сущностно. Он очень хорошо чувствует какой человек приближается, потому что только по вибрациям воспринимает человека. Угрозу этот человек несет или мир. Так ребенок воспринимает окружающую действительность.
В этот период пластичность его очень велика, он абсолютно доверчив к миру и абсолютно ему открыт. Реакции его спонтанны, естественны. Он воспринимает жизнь только сейчас. Так же относится к жизни человек очень высокого уровня развития.
Мы такими приходим в этот мир.
В Евангелии описан эпизод, когда ученики спрашивают Иисуса:» когда же мы войдем в царствие Божье, что для этого надо?» Иисус отвечает:» Не ранее того, как разденетесь и станете как дети.»
Что имел ввиду Иисус?
Он не имел ввиду материальные одежды. Он имел в виду, лицемерие, навязанные ложные идеи, эго- программы. Иисус говорил о том качестве сознания – открытости, пластичности, естественности, которые характерны для детей и для людей очень высокого уровня сознания. У людей более высокого уровня развития к естественности и открытости добавляется мудрость, понимание, сопереживание.
Итак, чтоб войти в царствие божье, как говорил Иисус, надо преодолеть склонность играть социальные роли и забыть все то, что вы считали истинным, потому что так думают все.

От 7 до 14 лет созревают чувства, возникают желания, ожидания, проекции на будущее. Т.е. формируется астральное тело. Происходит чувственная оценка опыта на основе уже развернувшегося сознания. В этот период формируется эго- программа, комплекс идей о себе, о мире, о способе существования в нем, который будет влиять на всю жизнь человека. Этот рост эго дает возможность ребенку иметь сильные субъективные переживания. Это возраст творческого проявления, утверждения своей уникальности, попытки утвердить свою независимость, ценность. Это период трудный для окружения, характерен болезнями и кризисами переходного возраста. Ребенок учится оценивать жизненный опыт на основе собственных или навязанных идей. В этот период времени вполне закономерно выражение: « бытие определяет сознание». Не все сознание, только поверхностную часть подсознания. Это период возникновения эго-программ, эго-идей. Каким образом формируется этот поверхностный слой подсознания? Ребенок воспринимает идеи от окружающих, в его разуме создаются собственные идеи на базе его маленького опыта. Одни идеи созвучны с его врожденной психологической структурой, он воспринимает их интенсивнее. Он сам рождает мыслеформы, которые усиливаются по мере взросления. Он постоянно слышит чужие идеи о нем, о жизни, о поведении с окружающими, о выводах, которые он должен делать. Воспринятые из окружения идеи, представления, оценки становятся базой его существования. Далее они заставляют человека жить, мыслить, чувствовать так, что он становится абсолютно неосознанно рабом этих идей. Рабство это не осознается и очень активно защищается.
В 13-14 лет начинается истинное соприкосновение с внешним миром. Объективный мир начинает более реально восприниматься, отделяться от субъективного восприятия. Это связано и половым созреванием. Человек встречается с противоположным полом, возникает сильное стремление к противоположному полу. Возникает страх из-за неумения наладить контакты с другим. Проблема Я и Ты становится наиболее актуальной в сознании. Часто возникает страх, неумение приспосабливаться, чувство неуверенности, которое может перерасти в комплекс неполноценности. Страх перед миром, который полон опасностей, но, в котором нужно каким-то образом найти свое место.
В период отрочества в 13- 15 лет сталкиваются два сознания. Открытость и пластичность детского периода и эгоистичное параноическое сознание созревающей личности. Подросток еще не знает, к какому миру себя отнести. Он еще частично относит себя к миру детей, и он же уже частично относит себя к миру взрослых. В реальности, в его мышлении сталкиваются два сознания – доверчивое пластичное сознание детского периода и эгоистичное уже обремененное эго-идеями, эго-программами сознание взрослой личности. Эта еще не сформировавшаяся вполне личность очень доверчиво впитывает любые идеи. Этот период борьбы двух сознаний проявляется в самостоятельном стремлении оценить мир, окружающих людей, выработать собственные реакции на окружающее. Это называется болезни и проблемы переходного периода. Личность пока еще очень слаба, она предчувствует борьбу с миром и очень боится этой борьбы. Эго-идеи, возникающие в подсознательной части разума – это попытки личности утвердиться или найти способ защититься в этом чуждом ей мире.
К возрасту 21 г. ум человека уже созрел, и эгоистические идеи затвердели. Почему они называются Эго-идеи?
Потому что они индивидуальны. У каждой созревающей личности возникают собственные идеи относительно себя и относительно мира. Они неизбежно созревают тогда, когда человек ищет свое место, способы существования в этом мире. К 21 году личность взрослеет. В столкновениях с жизнью, в многочисленных объективных отношениях личность набирает жизненный опыт, созревает ум, и одновременно твердеют эго-идеи. Разум должен доказать свою силу, определить систему ценностей, свои идеалы. Человек становится совершеннолетним. Это принятый во всем мире этап развития личности – совершеннолетие.
К 24 годам человек должен справиться с серьезными кризисами, разграничениями между идеалами и жизненным опытом. Он должен определить себя, каким он будет. Это станет фундаментом возможного второго рождения в 28 лет, но перед этим нужно пройти период приспособления ценою тяжелых страданий между 26-27 годами.
Каким будет это второе рождение зависит от результата всего первого цикла 28 лет, от момента рождения расовой, национальной самости.
До 28 лет человек учится приспосабливаться к этому миру, справляться с серьезными кризисами. Человеку приходится сталкиваться с разнообразным опытом. Личность зреет и либо укрепляет эго- программы, усилит в сознании идеи, которые были заложены в детстве, либо жизненный опыт изменяет эго-программы, часто ослабляет их. Довольно тяжелые страдания и горький опыт человек проходит в возрасте 26-28 лет. Страдания, которые человек переживает в этот период, есть результат того, что эгоустановки уже очень сильны, а умение справляться с жизненными трудностями пока не наработано. Есть претензии к жизни, амбиции, планы, проекции на будущее, заявки о своей гениальности, уверенность в том, что он многого достигнет. А вот опыта преодолевать трудности, сталкивания с такими же эгоистами пока нет. Конфликты с окружением часто приносят сильнейшие страдания. Часто именно эти страдания частично способствуют освобождению личности от затвердевших идей о себе, о том, как мир должен к нему относиться, о способах своего существования. Они могут стать основой для того, чтоб личность смогла перейти на более высокий уровень развития. Если причины страданий поняты правильно, если они способствовали ослаблению эго программ, и личность начинает переоценивать себя, тогда может зародиться в ней зерно индивидуального сознания, т.е. зерно духовного сознания.

Если страдания этого периода не смогли изменить сознание личности, это происходит потому что личность принадлежит еще не очень развитому существу( личность является инструментом для развития существа и в каждой жизни она другая), то человек продолжает жить только как биологическая особь, как часть расы. Он продолжает жить как миллионы других. Он развивает личностное сознание очень незначительно. Он – часть толпы, поведение его полностью контролируется инстинктами, созданными в детском возрасте эго установками и коллективным бессознательным. Это три силы, которые полностью контролируют его мышление, его поведение, его выводы, и реакции. Коллективное бессознательное - это сознание той среды, той нации, той части народа, местности к которым он принадлежит. Он остается одним из тех семян, которые пали на землю, но на каменистую почву и не дали корней.
Если зародыш более высокого сознания возник, это не означает, что человек в эту жизнь разовьется в индивидуально - осознающее духовное существо, что он станет законченной индивидуальностью. Это означает, что с этого воплощения он начнет истинное, индивидуальное развитие, которое приведет его к развитию сверхсознания.
Раньше он исполнял предопределение предыдущих воплощений. Из жизни в жизнь неосознанно участвовал в программе, которую ставила перед ним жизнь. И в этой программе целиком и полностью все было из прошлого, все базировалось на прошлом. Ум из прошлой жизни, способность чувствовать - из прошлой жизни, способность к социальному контакту - из прошлой жизни. Жизнь проходила во сне, неосознанно. В жизни происходили очень небольшие изменения, которые он мог достигнуть, в основном благодаря урокам, которые он получал в этой жизни. И эти маленькие изменения характера являлись основой будущего характера и будущей судьбы. Много у людей в карте рождения ретроградных планет и это свидетельствует о крайне медленном личностном развитии, это говорит о том, что из жизни в жизнь не удается изменить соответствующие планете качества. Только теперь, если возникло маленькое зерно индивидуального сознания, человек начинает выходить из толпы, видеть более ясно себя и других. Он начинает просыпаться. Только с этого момента человек может самостоятельно создавать свое настоящее, то есть он может самостоятельно осознавать мир, себя, ситуации и самостоятельно реагировать. Реагировать иначе чем толпа, оценивать иначе, чем принято толпой.

К 35 годам происходит стабилизация Эго.
В 37-40 лет – период творческого подъема личности на душевном уровне. Рождаются новые идеи, новые начинания. В этот период индивидуальное обучение личности жизнью становится более очевидным. Центральные задачи судьбы выдвигаются на первый план.
В 42 -44 года человек вновь обречен на резкое столкновение с внешним миром. Это середина классического срока жизни - 84 года, это поворотная точка: личность имеет возможность изменить сознание, совершить духовный рывок. Внешне это всего выглядит как ломка, как крушение внешних форм жизни. От личности требуется новое приспособление, новое сознание, переоценка себя и мира. Это очень трудно осуществить. Комплекс идей о мире, о себе, реакции человека, основанные на эгоидеях слишком затвердели. Человек не способен к пластичности. Он жестко закрыт от мира. Закрыт в своей идее. Давление, которое предпринимает жизнь с целью изменить личность, путем страдания избавить от эгоустановок, хотя бы частично избавить, часто личностью не выдерживается. Иногда это заканчивается даже физической смертью.

Это «второй переходной период».
49- время наибольшей общественной деятельности, наивысших индивидуальных достижений.
К 56 года борьба с жизнью приводит к тому, что у личности ослабевают силы, принижаются личностные амбиции. У многих уже накоплен горький опыт, который подсказывает, что в его идеях о себе и о мире что-то не так. Чувство поражения перед жизнью побуждает задуматься о причинах. 56 лет - это поворот к последнему периоду, так называемая возможная точка духовного поворота. Это еще одна возможность к изменению. Человек может понять, что все дело в нем. Он учится видеть себя, то есть перед ним открывается внутренний мир. Если эта возможность будет использована, то в старости возникнет личность, умудренная жизнью. А это значит изменившаяся личность, принизившая некие идеи и установки, изменившая идеи о мире и о себе, и значит, произошел личностный рост.
Тогда в старости возникнет личность, умудренная жизнью, изменившая идеи о мире и о себе, т.е. совершившая личностный рост. Если же и в 56 лет личность не использовала жизненный опыт для изменения себя, то, уходя из этого мира, человек имеет очень маленькие изменения в сознании.
В 70 лет человек переживает третий переходной возраст.
Вхождение в новые отношения, что требует многих сил, пластичности, приспособления. Если внешний мир слишком жесток, а человек несгибаем, то прохождение этого периода часто связано с разрушением, очень часто это физическое разрушение, смерть. Но если человек физически и психически может приспособиться, если человек пластичен, творческий, то в нем может раскрыться подлинный внутренний мир.
Переходной возраст – 14 лет, в 42-44 года, в 70 лет.
Рождение тела, рождение души – 28 лет, возможное рождение духовное- 56 лет.
Итак, первая часть жизни правильно взрослеющего человека посвящена приобретению эго, а вторая часть – необходимости отречения от него.
Есть 3 вида существования - это расовое, индивидуальное и универсальное. И они соответствуют трем уровням развития человеческого существа.
Первое существование расовое обеспечено каждому. Каждый рождается как расовая личность. Два остальных - это лишь потенция, это лишь возможность.
Индивидуальное сознание развивает один человек из 100, если не менее того. Остальные остаются толпой. У них коллективный ум. Они боятся идти против толпы, боятся быть в одиночку.
Помните, у Иисуса есть одна притча об овце, ушедшей из стада, о ценности этой овцы. Иисус говорит о том, что Бог пойдет искать индивидуальность, то есть ушедшую из стада овцу, но не пойдет искать посредственность, усредненность, обывателя, потому что он не стоит того, он не приобрел еще такой цены. Он говорил эту притчу, потому что ему надо было оторвать своих слушателей от национальных и религиозных идей.
Если вы стали индивидуальностью, вы стали ценностью для жизни, вы прошли половину круга.
Вторая половина займет много жизней, это отдача эго, это преодоление его. Это то, что называется индивидуальное существование. Только избавившись от эго, человек становится божественной сущностью. И тогда его существование универсально.
Итак, прежде чем человек достигает индивидуальности - он просто толпа, часть толпы обывателей. Затем, в какой-то из жизни он сходит с принятого пути, становится независимым, индивидуально мыслящим. Не заблуждайтесь, это не духовное существо, это активное сильное эгоистичное существо, но уже индивидуальное. Нужно стать индивидуальностью, эгоистичной индивидуальностью, для того, что бы затем, теряя эгоизм, стать богом, стать независимым любящим творцом.

Быть в стаде, конечно, проще, безопаснее. Общество требует от человека, чтоб он был в стаде. Так удобнее управлять. Немного насилия, дисциплины, и все стадо становится очень послушным. Вот почему в армии, в той структуре, где необходимо абсолютное послушание, где не терпится ни каких личностных проявлений, все на одно лицо, разработаны действующие способы, ликвидировать все личностные проявления. Поведение их должно быть одинаковым, предопределенным. Они сгруппированы в стадо, которым можно легко манипулировать, легко заставить убивать, проявлять насилие. Толпа, искусственным образом сформированная в нечто аморфное, подвластна любому приказу. Абсолютное послушание требует и церковь – это не менее страшная структура. Поведение внешне для всех допустимо разное, а вот мышление, в отличие от армии, должно быть у всех одинаково. Это страшнее, чем в армии. Для всех обязательна слепая вера. Все иное – грех, наказуемый церковью. Раньше, когда церковь была в большой силе, она наказывала очень жестоко за независимость, за попытку быть не опекаемой толпой. Личность в условиях церковной опеки развиваться не может. Выйти из стада ей никто не позволит. Вот почему разум для церкви - страшный враг. Она теряет власть над разумной, независимой личностью. Она становится неспособной запрограммировать личность, размышляющую, на простейшие программы смирения и послушания. Дорога в церковь – это не дорога к божественному сознанию. В нашем физическом мире нет дороги к богу, она в другом измерении, она внутри человека.
Значит, для начала надо стать сильным, бесстрашным, не боятся думать, говорить и поступать не так, как все, не бояться быть независимым, так как только это путь к свободе, только это – возможность развития. В условиях толпы нет развития. Непременное условие развития – это свобода личности, свобода от надуманных идей, навязанных выводов, свобода от штампов. Вот почему в условиях тоталитарного государства, в условиях церковного контроля никаким образом не может развиваться личность. Она загнанная в стойло толпа.
Гурджиев делил людей на 7 типов.
Первые три типа – это обычные люди.
Первый тип отождествляет себя с телом. Он живет, чтоб есть.
Второй тип- эмоциональный. Он отождествляет себя с личностью, живет, набирая чувственный опыт.
Третий тип – умственный. Он отождествляет себя с умом. Живет, накапливая информацию.
Гурджиев считал, что по уровню духовного развития они почти на одном уровне.
Четвертый тип он называл « дельцом». Это сплав всех 3-х предыдущих. Немножко отождествляет себя с телом, немного с чувствами и немного с умом. Таких людей большинство. Все четыре типа слепы. Один ослеплен телом, другой ослеплен жаждой чувств, впечатлений, третий – часто ментальной наркоманией, накоплением интеллектуальных знаний.
Пятый тип начинает пробуждаться. Тот, кто начинает осознавать. Первые четыре типа живут неосознанно, бессознательно, в слепоте, невежестве, не знают жизни, не знают кто они, зачем присутствуют на земле, откуда пришли, куда идут, и вообще что они тут делают. С первым типом разговаривать невозможно, он ничего не слышит, кроме цен на колбасу. Ушей, как говорил Иисус, у него пока нет. « Не мечите бисер перед свиньями, дабы не поворотились и не повергли вас же». Нет ушей, говорить бессмысленно. То, чему он молится, это накрытый стол. Для него главное в жизни наличие товаров, продуктов. Никаких собственных мыслей. Крайне боится свободы т.к. свобода чревата ответственностью, а этого он очень боится, не желает. Это толпа, управляемая легко и всегда жаждущая порядка и силы.
Второму эмоциональному типу важнее эмоциональная пища. Он часто ходит в церковь, но ходит за ритуалом, пением, впечатлениями. Подлинный смысл хождения для него так же далек, как и для первого. Первый тип вообще в церковь не ходит.
С третьим человеком можно поговорить и часто может показаться, что он понял и услышал. Но, оказывается, что и не понял и не услышал. Только потому, что эго не позволяет ему признать, что кто-то знает больше его. Он, тут же не смущаясь тем, что совершенно невежественен в этих вопросах, начинает судить, осуждать.
Только для пятого типа возможен бог. В его внутренний мир начинает входить подлинная религиозность. Вплоть до пятого уровня все типы людей материалисты. Сколько бы человек ни ходил в церковь, сколько бы ни говорил о своей вере – все это пустые слова. Мир для него материален. Религиозность – возможна только тогда, когда человек начинает просыпаться от жизненного сна.
Начинает возникать осознанность. Желание стать лучше, заглянуть в свой внутренний мир.
Шестой тип человека – присутствует осознанность, понимание законов жизни, мудрость, возникает внутренний свет, который виден всем, кто с ним общается. Пропадает неудовлетворенность этой жизнью. Он внутренне гармоничен и светел и таким воспринимает этот мир вне зависимости от внешних событий, потому что мы видим мир через призму себя.
7 тип стал богом. Для него уже нет ни удовлетворения, ни неудовлетворения, он абсолютно гармоничен. Это уровень Будды, Христа.