введение наука гармонии жизни эзотерика востока и запада история мировых религий статьи и публикации
 





Эзотерический анализ мировых религий

Обратно к содержанию


Б Е С Е Д А    О Д И Н Н А Д Ц А Т А Я


Человек, наблюдающий сейчас религиозную жизнь планеты, не может не заметить, что на планете существуют два религиозных лагеря. Представители обеих духовных направлений не признают друг друга, убеждены в том, что альтернативный лагерь не является истинно духовным, не отражает подлинное знание о жизни, смерти, Боге и человеке и вообще, каждый представитель лагеря считает только свою веру истиной. Дело в том, что в каждом лагере по- своему, складывается специфический характер верований. Для каждого лагеря характерно особое своеобразие культов, ритуалов, церемоний. Но, главное отличие - в каждом лагере выдвигаются различные требования к последователю веры. Итак, принципиальные отличия -
различные представления, касающиеся предмета религиозного поклонения, Бога, различные культы и различные требования к верующему, принадлежащему к той или иной религии. Необходимо определить, в чем состоит принципиальная разница, почему представители этих течений игнорируют друг друга, убеждены, что те религия ничего общего с истиной не имеют.
Религиозная жизнь планеты разделена на два течения - арийское и семитическое. К семитическим религиям относятся – иудаизм, христианство и мусульманство.
К арийским религиям –Ведантизм, брахманизм, Буддизм, Маздаизм.
Приверженцы каждого религиозного течения в принципе говорят об одном и том же, о высшем космическом начале и взаимосвязи человека и этого высшего начала. И цель у них должна быть одна и та же - они должны дать человеку ориентиры поведения для того, чтоб он жил в этом мире гармонично.
Причина враждебности лагерей состоит в том, что по- разному понимают представители того и другого лагеря высшее космическое начало. В каждом лагере по- своему сложился комплекс представлений о высшем объекте религиозного поклонения, по разному они трактуют понятие бога. По- разному видится проявления и связь его с миром людей и с природой. Это и есть первопричина основных различий. Высшее существо, суть его, проявления в мире, отношения с человеком - все эти вопросы по - разному рассматриваются.
Таким образом, совершенно различные понятия о высшем космическом существе, о его проявлениях в мире, о его отношениях с природой и человеком.
Сведения о том, как представители обеих духовных течений понимают Высшее божественное начало, мы черпаем из двух источников - из Библии и из Упанишад.
Библия - это священная книга, в которой даются представления о Высшем космическом существе, признаваемые всеми семитическими религиями. О Верховном начале Мироздания мы узнаем из Упанишад, которые являются священным преданием всех религий арийского направления. Разберем вначале понятие Бога в религиях семитического направления.
Бог Ветхого Завета окутан для его приверженцев страшной тайной. Он одновременно притягателен и в то же время ужасающий. В книге Второзакония о нем сказано так:” Ибо есть ли какая плоть, которая слышала бы глас Бога, говорящего среди огня и осталась жива? ”
Если суждено человеку соприкоснуться с божеством, то это знак неминуемой смерти, так утверждает Библия.
“И сказал Иов жене своей: верно мы умрем, ибо видели мы Бога”. В Библии неоднократно подчеркивается, что простой смертный не может безнаказанно видеть или слышать Бога. Если вы внимательно прочтете Библию, вы заметите паническое отношение евреев к своему божеству. Со времени возникновения первичной семитической религии, внедренной в сознание иудейских кочующих племен, еще во времена иудейских патриархов, Авраама, Исаака и др., из-за мистического страха, буквально ужаса перед Богом, в течение тысячелетий, иудеи предпочитали уклоняться от прямых контактов с высшим божеством. Они предпочитали переложить функцию общения с Верховным существом на особых людей, особых посредников, чаще всего это были пророки, священнослужители, первосвященники, которых избирает якобы сам Бог и поэтому бого общение не приносит им смерть. Отсюда абсолютное доверие, преклонение и послушание у всех народов, принявших семитические религии перед священнослужителями. Это возникло как традиция многих тысячелетий, это влияние представлений древних иудеев, которые боялись контакта с Богом и естественно преклонялись перед людьми, которым этот контакт был разрешен.
Сведения о характере Бога, его намерениях, наставлениях, которые он дает для передачи народу, известны из откровений иудейских пророков. В Библии существует сведения о незначительном числе пророков. В иудейской истории их было гораздо больше, была целая школа пророков, возникшая через 700 лет после Моисея. Каждому из них незримый наставник, представитель Иерархии, внушал определенные идеи, наставления, якобы от имени Верховного Божества для передачи иудейскому народу. Из этих откровений мы узнаем, что Бог является исключительно в огне, иногда в молнии, но всегда в ореоле нестерпимого света. Очевидно, что для миссии пророка Иерархия выбирала человека способного к духовному видению, способному находиться в высших экстатических состояниях. Те представители Иерархии, которые входили в контакт с пророком, обладают невообразимо прекрасной, ярчайшей аурой. Человек, способный к духовидению, может видеть ярчайший свет, исходящий от них. Поэтому ощущение ослепительного света и состояния экстаза - это вполне естественные, состояния, которые возникали у пророков при их общении с высшими кураторами. В Библии описываются явления Бога, сопровождаемые громом, молнией, землетрясениями. Иначе и быть не могло. Это представление о высшем существе складывается в сознании очень дикого, примитивного народа, у которого существует вообще страх перед всем высшим. В русских народных сказках любое высшее, неземное существо должно обладать сверхчеловеческими возможностями. Его появление сопровождается теми же явлениями - землетрясением, громом, огнем. Например, появление Змея - Горыныча. Это лишь воображение, это фантазии человека очень маленького, очень наивного. В его представлении существа неземного происхождения, неземного могущества, конечно, должны являться именно так. В представлении диких кочующих племен, конечно существо, которому они поклонялись, должно обладать огромным сверхъестественным могуществом, превышающим природные силы. Это понимание Бога возникло за 2 тыс. лет до прихода в мир Моисея. Оно возникло в сознании тех племен, которые в Библии называются “праотцы”. Вначале племена поклонялись силам природы, со временем возникли представления о том, что есть другие существа более могущественные, живущие не на Земле, но управляющие жизнью Земли. Такие представления должны были складываться у каждого народа, находящегося на низком уровне развития.
В то же время в описаниях пророков Ветхого Завета категорично утверждается, что Бог имеет характер, проявляет индивидуальность, обладает именем, то есть, это человекоподобное существо.
В книге Бытия по этому поводу говорится так - “Сотворил Бог человека по образу своему”. Посвященный египетской традиции Моисей, писавший первые 5 книг Библии, конечно, вкладывал совершенно иной смысл, чем это понимают сейчас современные профаны. Он имел в виду, что человек, по мере развития должен стать подобным Логосу, развить способность творить и мыслить самостоятельно, индивидуально проявляться. Естественно, в сознании дикого племенного народа, мало что понявшего из текстов Моисея, возникло другое представление, единственно возможное на том уровне развития: Бог имеет образ человека. Кроме того, примитивный человек не способен абстрактно мыслить. Он не может представить Бога вне образа. В старом Завете, в первых посвятительных текстах, не случайно запрещено изображать Бога в образе человека. Моисей, посвященный египетской традиции, пытался передать истинный образ космического творца, Логоса, который конечно, не имеет образ человека.
Во всех религиях семитического направления в чертах Бога переплетаются человекоподобные качества с атрибутами сверхчеловеческого и над природного могущества. По сути, описывается существо астрального плана. Бог имеет желания, гневается, раздражается, милует, карает, обладает всеми качествами, характерными для человека. Но естественно, Бог превышает по силе и по могуществу все, что может вообразить дикий человек. И рай о котором утверждается во всех семитических религиях – это тоже описание высших планов астрального плана.
Нужно понимать, почему в сознании племен возникло именно такое представление Бога - существа человекоподобного, обладающего определенными качествами характера, душевными проявлениями. Он одобряет, милует, наказывает, мстит, гневается. Это воображаемый образ, это проекция представлений маленького, наивного человеческого существа о жизни, о мире, о природе. Ничего реального в этом воображаемом образе нет. И, тем не менее, современный часто вполне образованный человек представляет бога именно таким существом.
Итак, бог – это существо человекоподобное, которое обладает определен характером, душевными проявлениями. В отношении нескольких племен и отдельного человека этот Бог выступает, прежде всего, как царь, владыка владык. Так о нем говорится в Библии. И конечно, это тоже отражение земного опыта. Царь и тогда и значительно позже- это высшее земное социальное существо, обладающее неограниченной властью. Выше этого социального уровня в сознании дикого человека мог быть только Бог. Он должен был быть небесным царем царей. И ничего другого в сознании племенного человека возникнуть не могло. Бог должен быть царем царей.


В Библии говорится о том, что Бог заключил с маленьким народом, которого выбрал из всех племен на Земле, Завет. О том, что между народом и Богом существует завет подчеркивается в Библии многократно. Вначале Завет заключен с одним маленьким народом, Бого избранным. Сейчас это утверждение раздражает людей, которые не относятся к иудейской вере. Почему избранный народ? Потому что Бог заключил вначале договор только с этим народом, так пишется в Библии. Далее, как считает христианство, завет заключен с теми народами, которые приняли идею такого бога. Собственно это и есть основная идея иудейской религии и основная идея христианства. Т.е. о принятии взаимных обязательств между богом и народом. Что за обязательства? Отдельный человек и народы, заключившие завет с богом, обязуются исполнять десять заповедей, жить по законам, данным богом. Бог в свою очередь обязуется защищать, опекать данного человека или данный народ.
Иерархия, через избранного ею реформатора Моисея, дала свод правил, наставлений нравственного характера от имени признанного, абсолютного авторитета, Бога. Идею этого бога Иерархия за 2 тыс. лет до появления Моисея, внушала семитическим племенам, жившим в Междуречье.
В Библии утверждается, что Бог верен своим обещаниям. В книге Второзакония написано так: “Итак, знайте, что Господь Бог ваш есть Бог верный, который хранит завет”. В случае нарушения завета со стороны народа или отдельного человека, Бог представляется как судья грозный, карающий. Вот как об этом говорится в Библии: ” Мне отмщение и аз воздам”. То есть за малейшее нарушение завета человеком или народом обязательно будет следовать божеская кара. Это же утверждают и современные христиане, когда пытаются объяснить некоторые события планетарной жизни. Так воспринимают и современные христиане события своей жизни, как гнев бога, наказание за прегрешения.
Я постоянно буду подчеркивать, что ни одна религия не возникла хаотично, случайно, не было ни одного основателя религии, который действовал так, как об этом говорится в мифологии, ни одно религиозное течение не возникло самостоятельно. Идея именно такого карающего Бога внедрялась Иерархией в сознание народов, чья культура была еще на очень низком уровне. Среди племен царила дикость, жестокость. Эти люди почти не отличались от животных. Единственный метод, возможный для этого уровня развития, это сильный страх перед наказанием, страх перед абсолютным высшим авторитетом. Только так можно было вывести человека из варварского, дикого состояния. Только так можно было заставить его перейти к более нравственным нормам существования. Поэтому тот Бог, который внедрялся в сознание древних иудеев, должен был восприниматься как грозное, карающее отцовское начало.
Эта идея бога- отца, карающего за нарушение нравственных законов, была внедрена в сознание вначале только одного маленького народа. Через две тысячи лет эта идея была внедрена в сознание многих миллионов людей, для того чтоб поднять сознание масс на более высокий уровень, для того чтоб обуздать жестокость, дикость, варварство, свойственные народам, чья культура была на очень низком уровне. Поэтому внедрялась идея, что опекающий Бог- это грозное отцовское начало.
Бог - это судья грозный, но справедливый.
Итак, бог в представлении семитических религий – это человекоподобное существо, обладающее могуществом, силой, характером, вполне человеческими проявлениями. Он судья и царь небесный, который наблюдает за каждым, и справедливо карает или милует каждого в соответствии с выполнением каждым человеком завета.
Так представляли древние иудеи то божество, которому они поклонялись. Этот образ складывался в течение веков. Этому богу современное, вполне образованное общество, мало задумываясь о сути религий, тоже поклоняется.

Каким еще представляли себе древние иудеи то высшее существо, которому поклонялись? Это Бог воинствующий. Это высший военачальник народа. Этот образ тоже присутствует в сознании семитических народов, наиболее сильно в сознании мусульманских народов. С именем Бога христиане вели завоевательные, религиозные войны. Во имя этого Бога умирают и воюют мусульмане и сегодня. В Библии очень подробно описывается образ этого воинствующего Бога, который совершенно необратим в своем гневе, ярость которого заставляет содрогнуться врагов. Он мстителен, жесток. Он совершенно не склонен к прощению тех племен, которые выступают против его народа. И он столь же мстителен и жесток к отступникам своей веры. Этот образ Бога – военно начальника возник в древнейшие времена, когда кочевые иудейские племена вынуждены были вести жестокую борьбу за выживание с такими же дикими, низко развитыми народами. Естественно они представляли, что их бог помогает им в борьбе, руководит их борьбой. Так представляют и сейчас современные мусульмане. « С нами бог!»- боевой клич и русских воинов. Это все те же древнейшие представления, сохраняющиеся в сознании семитических народов тысячелетия. Это все еще существующие в сознании предрассудки и суеверия.
В то же время по отношению к народу и к тем людям, которые живут по его законам, кто верен заповедям, завету, он выступает как опекун, покровитель и наставник. Неоднократно в Библии утверждается, что Бог - отец небесный этого маленького народа. Это Бог - патриарх. В представлении древних иудеев неизбежно должен был возникнуть образ высшего духа, покровителя, защитника, опекуна. Это общинный Бог, это племенной Бог, который защищает несколько иудейских племен. Бог, опекающий общину людей, заключивших с ним договор. В период развития любого дикого народа, у каждого племени был свой высший дух, покровитель и защитник.
Итак, библейский Бог - это высший патриарх общины, покровитель, наставник, защитник, опекун и к нему верующие в его могущество обращаются при любых жизненных сложностях. Он руководит общиной целиком и полностью. Без Его ведома, в общинной жизни ничего не может случиться. “Ни один волосок с головы человека не может упасть без ведома Бога”, так утверждает Библия.
То есть все земные дела, самые мельчайшие вершатся только по его воле. Этот общинный Бог находится рядом, очень близко. Поименно знает каждого, наблюдает за каждым, от его строгого наблюдения не может укрыться ни одно действие человека, живущего под его опекой. Он находится на небе, но теснейшим образом связан с жизнью людей.
Итак, еще один атрибут бога всех семитических религий - он наставник, которому известны все мелочи бытовой жизни каждого человека. И сейчас вполне образованные современные люди часто говорят « только одному богу известно….» Это влияние тех далеких времен, это атавизм сознания. Это представления древнейшего дикого народа, которое активно внедряется в нашу современную культуру и активно продолжает влиять на сознание современного общества. К нему обращаются за помощью верующие и сейчас, именно это рекомендует церковь при любом затруднении. Ни одно жизненное обстоятельство не может решиться без его помощи, это современное утверждение мусульманской и христианской церквей.



Обратно к содержанию