введение наука гармонии жизни эзотерика востока и запада история мировых религий статьи и публикации
 





Эзотерический анализ мировых религий

Обратно к содержанию


Б Е С Е Д А    Д В А Д Ц А Т Ь    П Е Р В А Я


44 года проповедовал Будда свое учение, пройдя всю Индию, посещая маленькие и крупные поселения ее. Ему было 80 лет. Община была уже сплоченной организацией. Учеников у него уже было много. Последователи распространяли его учение по всей Индии. Он заболел. Заболел, потому что как монах, не имел права отказаться от любого подаяния. Ему подали не очень качественную пищу. Он отравился, и в этот раз чуть было не умер. Но, он понимал, что еще не готовы его последователи к тому, чтоб остаться без него. И он силой воли отодвинул смерть для того чтоб дать им последние наставления. Еще какое-то время около месяца он вместе со своими учениками ходил по Индии.
Его последние наставления своим ученикам подчеркивают арийский характер его учения. Как и все предыдущие арийские учения, он утверждал право человека на духовное развитие, право человека на достоинство. Есть такая цитата, утверждающая его предсмертные слова, перед тем как он окончательно силой воли остановил свое сердце: « Будьте сами себе своим светочем. Другого не ищите. Живите согласно учению так, чтоб ваша святая жизнь долго длилась на радость людям».
Хочу подчеркнуть еще одно отличие буддизма. Любое монашеское отречение от мира предполагает отречение для себя. Любой монах, любой аскет в Индии уходил от мира для личного духовного развития. Христианский монах тоже уходит в монастырь для личного спасения. И только Будда установил правильное отношение между монахами и мирянами. Ваша святая жизнь должна быть примером для других и длиться долго для пользы остальным.
Последние его слова: «Истинно, истинно говорю вам, ученики мои, все созданное скоро преходяще. Боритесь неустанно». Когда вы читаете Евангелие, там такая же фразеология. Иисус точно так же обращался к своим ученикам.
Это одно из призывов Будды, которое тоже отличает арийское направление учений от семитических в которых требуется только рабское смирение, и в частности имеет отношение только к буддизму. Бороться за что предлагает им Будда? За просветление, за более высокое сознание. Он призывает их к непрекращающимся духовным усилиям. Иисус, будучи последователем буддизма, тоже говорит о необходимости усилий человека. Помните в одном из Евангелий есть такое изречение, сказанное Иисусом : « Стучите и отверзнется, ищите и обрящете ».
Этого требования нет ни в одной арийской религии до Будды, этого нет в семитических религиях.
Обычно христианские исследователи, особенно православные исследователи буддизма, всегда пытаются противопоставить православие и буддизм. Это и у Соловьева и у Булгакова, при этом они утверждают, что буддизм не является религией, является философским учением и учением атеистическим. Прежде всего, они цитируют это обращение Будды « Боритесь неустанно» в противовес христианскому смирению, и покаянию. Христианскому сознанию это кажется не религиозным. Что имел в виду Будда, когда завещал бороться своим последователям. С кем бороться, прежде всего? Может показаться, что это некая агрессивная установка. Православные исследователи именно так и утверждали. Естественно, Будда не имел в виду борьбу с миром и не имел в виду борьбу ни с какими внешними проявлениями жизни. Он имел в виду борьбу человека с собой, со своим эгоизмом, искушениями, неверием. Борьба с собственным неверием, сомнениями – это очень тяжелая борьба. Только это имеется в виду в буддизме, и только это имел в виду Будда. Это основная установка, не прекращение работы со своим сознанием с момента вступления на путь и вплоть до смерти. Это основная тенденция буддизма. Она отличает его от всех абсолютно учений. Нет ни одного учения, которое так активно побуждает человека к реальной духовной практике, к реальным личным усилиям.
Осознание себя и борьба со своей леностью, со своей хитростью, изворотливостью, эгоизмом - это очень не легкая борьба. На это требуются годы, на это требуется большая внутренняя сила.
Увидеть свои качества – это одно, а преодолеть их - это совсем другой. На это требуется большая убежденность и духовная сила. Возможность познания себя есть. Это можно сделать с помощью астрологии. Но это недостаточно. Внутренняя трансформация – это преодоление себя. На эту трудную задачу и нацелена вся буддийская традиция. Это единственный путь духовного развития, другого нет , все остальное пустая трата времени.
Он умер в 483 г. до н.э., дав последние напутствия. Как я уже говорила и православные толкователи, и современные, говорят о том, что буддизм, это не религия. Что буддизм – это атеистическое философское мировоззрение. Это, конечно, не так. Да, Будда не упоминал о боге. Его учение было нацелено исключительно на личность. За многие тысячелетия в Индии утвердилось понятие о высшем боге, об Абсолюте. Но сколько бы человек не повторял, что мир тройственен, что человек тройственен, говорил о принципах и законах, ну и что? Это как - то продвигает человека в его развитии? Без сомнения – никак. Год можно говорить, два года. С этими знаниями надо познакомить. Но это только начальный этап, предпосылка для развития, но не является обещанием самого развития.
Иисус говорил примерно тоже самое. Он говорил, что у человека так много ежедневных личных дел, что все основное внимание следует обратить только на себя. Помните, у него есть: « В глазу брата соломинку ты видишь, а у себя не видишь и бревна.»
В учении Будды нет никаких рассуждений о космосе, об устройстве мироздания, о планах бытия, о связи между ними. Знания об этом уже существовали. Знания, данные Кришной, предыдущие знания Вед он не повторял. Его учение нацелено на трансформацию личности.
Именно буддизм разработал глубочайшие методы работы с сознанием человека. Нет на Земле ни одной другой традиции, кроме буддизма, которые бы достигли таких огромных результатов в этой практике. Однажды, когда Будда шел со своими учениками, они все таки пристали к нему с вопросом - «Откуда произошел мир?. Он всегда старался в своих поучениях уходить от этих вопросов, потому что это риторические вопросы. Он ответил им притчей. Он предложил им увидеть насмерть раненного человека. Когда целитель пытается вырвать стрелу из тела человека, раненный насмерть человек целителю задает вопрос – какого цвета стрела, из какого она дерева, как глубоко она вошла в тело. Т.е. человек смертельно раненный тратит бессмысленно энергию впустую, тогда, когда ему надо думать о выживании. Он говорил им о том, что они подобны этому человеку, что само невежество, сама жизнь ранила их смертельно. Страдания есть та самая стрела, которая ранит человека, и нет времени говорить о том, как устроен этот мир, какой бог, двойственен или тройственен. Вот, вот наступит смерть. Надо что-то успеть сделать в этой жизни. Успеть сделать с собой, со своей личностью. Время уходит. Это основной постулат буддийской традиции. Жизнь дана для ускоренного духовного развития. Нечего лениться, ждать, пока пройдет масса перевоплощений. Надо немедленно приниматься за борьбу. Немедленно начинать осознавать себя, чтоб добиться продвижения в развитии.
Прежде всего, надо понять, в чем отличается идея спасения буддизма от идеи спасения христианства. Иисус тоже говорил о спасении души, тоже звал к совершенствованию личности. В Евангелии есть такое его выражение « Будьте совершенны, как отец наш небесный».
Идея спасения в буддизме, это спасение от этого мира, от дальнейших перевоплощений, спасение от физического мира, худшего из миров.
Идея спасения в христианстве – это спасение от ада, от нижних планов астрального мира, в которые попадает огромное большинство людей по версии христианства навечно.
И хотя в буддизме действительно нет никакого учения о мире, о боге т.е. об Абсолюте, конечно же, Будда не мог обойтись совсем без каких либо понятий об этом. Если он пропагандировал уход от этого мира ради высших планов Вселенной, он хотя бы должен был объяснить что такое высшие планы. Нирвана – термин буддийский и он был назван Буддой. В буддизме нет не только описание Мироздания, то, что есть у Рамы и Кришны. Нет никакого четкого описания загробного мира, то, что дано в учении Гермеса. Но все его учение, имеет отношение к личности и к ее задаче развития. В буддизме нет понятия о бессмертной человеческой душе. Будда его не признавал. Понятие о бессмертной человеческой душе возникло в индуизме, это дал Рама. Это есть в Веданте. Если вы не поймете, что же имел в виду Будда, у вас возникнет ложное представление о буддизме.
Будда говорил, что мир, в котором мы живем, бесконечно переменчив. Все исчезает, все находится в стадии развития и умирания, все находится в динамике. И это абсолютная истина. Нет ничего статичного в этом мире и быть не может. Это мир бесконечных изменений. В Индуизме есть такое понятие, мир – это майя, илюзия, потому что все бесконечно изменяется, не меняется только одно – бессмертная человеческая душа. Почему индуизм говорит о душе как о неизменном факторе, а Будда это отрицал? Богочеловек, он обладал космическим сознанием. Но, почему индуизм прав и Будда тоже прав? Дело в том, что они говорят о разных душах. Человеческая душа тройственна. Действительно высшая часть ее, бессмертная является у всех людей одинаковой и не меняется по той причине, что она не осознается человеком. Ее влияние на поведение человека – это только потенция развития человека. Пока она никак не влияет на человека. Практически она присутствует только условно. Индуизм говорит только об этой части человеческой души. Всеми прочими частями человеческой души Индуизм не интересуется.
Буддизм полностью занимается человеческой частью души: мыслями, желаниями, эмоциями, страстями, побуждениями. Только об этом говорит буддизм. Индуизм все внимание уделяет божественной части души, а буддизм человеческой.
О какой части души говорит ветхий завет? На что обращены все 10 заповедей Моисея и в целом христианства до сих пор? На животную, инстинктивную часть человеческой души.
Все внимание Будды обращено на личность. Он утверждал, что человек – это личность и что она призрачная, и уничтожаемая часть человека. И это истина. Личность каждый раз новая у человека. В каждом новом воплощении у человека новая физическая часть и новая личность. Во время земной жизни и посмертной жизни у человека одна и та же личность. Но в следующую жизнь человек приходит с новой личностью, правда ее основные качества основаны на достижениях предыдущей личности. Будда говорил о том, что не умирают только впечатления от прожитой земной жизни. И это тоже абсолютная истина. Впечатления остаются в высшем манасе. На современном языке, мы говорим о том, что они уходят в подсознание. Будда говорил, что есть некоторая часть личности, которая остается, это впечатления т.е. выводы, сделанные из предыдущего опыта. Буддизм считает, что тут же человек идет в новое воплощение. Во времена Будды, человек очень часто перевоплощался, так как был еще очень не развит. Идею кармы и перевоплощения Будда принимал безоговорочно. Кармические долги и свои несовершенства человек влачит за собой из одной жизни в другую. Именно кармические связи и земные привязанности являются причиной его бесконечных приходов и страданий в этом мире.
Впечатления земной жизни, побуждающие желания человека, являются причиной приходов бесконечных в этот мир. И поэтому идеал поведения буддистов - бесстрастность. Никакие впечатления не могут оказать влияния на их разум, они бесстрастны во всех случаях жизни. Бесстрастие - это идеал поведения, потому что задача - исключить все впечатления.

Так как нет идеи высшей божественной монадической души, есть личность, которая не может избавиться от впечатлений всех предыдущих жизней, то согласно теории Буддизма, можно родиться кем угодно, в любом теле, не только в человеческом. Поэтому в буддизме идея перевоплощения приобрела некое другое понятие. Есть идея метампсихоза. Эта идея существовала и в Египте. Поэтому вы не удивляйтесь тому, что в буддийских источниках вы прочтете, что Будда рождался зайцем, деревом, и т.д. Это следствие отрицания бессмертной души у человека. Набор впечатлений человеческая личность может получить в любом теле, утверждает буддизм. Это не есть истина. Эта идея возникла через несколько столетий после ухода Будды. Идея метампсихоза родилась после Будды через 2-3 столетия после его смерти, вследствие логического отрицания бессмертной человеческой души. Это единственная ошибочная теория в буддизме. Но, в общем, она не имеет большого значения для основных представлений буддизма.
Сам Будда никогда не говорил о боге. Он вообще не рассматривал отношение человека и богов. В Принципе его отношение было таким: каждый занимается своим делом. Брахман курирует духовный мир, Вишну – астральный, Шива - земной. Миры созданы. Боги их курируют. Это их задачи, а задача человека избавиться от страданий, порвать навсегда связь с этим миром и уйти в миры духовные.
Через какое-то время после его смерти возник культ со всеми нормальными атрибутами. В буддизме никогда не говорится о боге. Есть только одна почитаемая личность, это Будда. Но они не признают его богом, не придают его личности торжественных атрибутов, как в христианстве. Но поклоняются ему, выражая свою благодарность. Благодарность Будде за то, что он просветил человечество.
В основном документе буддизма в Символе Веры говорится о том, что Будда из любви к человечеству согласился войти в последнее воплощение для того чтоб проповедовать избавление всей планете, всем людям от страданий.
В том же Символе Веры есть совершенно истинное понятие о Будде и дай бог, чтоб наши так называемые псевдохристиане и псевдомусульмане, когда - либо поняли это утверждение буддизма и, наконец- то осознали, что же такое истинное отношение к Реформатору, который принес знание на землю.
Основное положение буддизма - «Будда не является источником божественной силы. Будда не дает благодати.» По буддийскому воззрению человека спасает не Будда, а то познание, которое он открывает в своем учении.
По христианской догме Иисус – бог, который наравне с богом – отцом управляет всей земной жизнью. Именно это ложное понятие личности учителя, созданное в христианстве, способствовало тому, что учение Иисуса умерло очень быстро.
Современные христиане совершенно ничего о его учении не знают. Иисус, как и Будда – спаситель в том смысле, что если бы его учение было донесено в истинном свете, оно могло содействовать духовному развитию миллионов людей Европы и Америки, тех, кто развивался гораздо позже, чем население Индии. Но, судьба учения Иисуса, похожа на многие другие учения, когда идеи реформатора погибают, поглощенные ритуалами и церемониями.
В понятиях буддизма есть такое понятие как дхарма, что означает путь. У каждого человека есть своя дхарма, свой путь развития. Если вы прочтете этот термин, вы должны понимать, что этот человек является последователем буддизма. Этого термина в индуизме нет.


Обратно к содержанию