введение наука гармонии жизни эзотерика востока и запада история мировых религий статьи и публикации
 





Эзотерический анализ мировых религий

Обратно к содержанию


Б Е С Е Д А    Д В А Д Ц А Т Ь    Ч Е Т В Е Р Т А Я


О чем же впервые размышлял Будда? Какая идея, какая мысль поразила его и позже вылилась в очень стройную и потрясающую по своей глубине философию? Это идея о том, что причина человеческих страданий кроется в воплощениях.
Причина воплощений кроется в наших желаниях сюда приходить. В нашем желании добиться счастья в этом мире. Причина воплощений кроется в желаниях, которые человек очень медленно и постепенно перерабатывает, а бесконечность приходов в этот мир – это следствие неведения.
Почему человек никак не может отбросить желания и стремление сюда приходить? Это следствие неведения. Так как человек не помнит своих предыдущих жизней, и так как он совершенно не помнит, что с ним происходит после смерти, то смысл прихода в этот мир для него полностью закрыт. Тогда, когда человек узнает, что жизнь в мире физическом, это наименее гармоничная форма жизни, когда он узнает на личном опыте, что бытие в высших планах характерно счастьем, блаженством, гармонией, (для чего в буддизме нужны медитации) тогда спадет пелена неведения относительно его существования в этом мире. И тогда тот, кто оснащен знанием и волей, способен преодолеть желания денег, власти, положения, удовлетворения в этом мире, тот, кто полностью устремлен к бытию в планах высших, тот может избавиться от необходимости приходить в этот мир.

Итак, причина страданий в том, что, несмотря на страдания, мы притягиваемся в этот мир желаниями пережить чувственные впечатления, стремлением добиться счастья. А причина бесконечности этих желаний в неведении. Мы не знаем, для чего сюда приходим и не знаем, что есть более совершенные миры, в которых жизнь человека наполнена счастьем и блаженством.

Итак, нас притягивают в этот мир желания. И заметьте, что это абсолютная истина.
По мере развития человека у него изменяются желания, чем более высоко развит человек, тем менее он зависим от денег, власти, карьеры. Но только на очень высоком уровне развития человек освобождается от желания денег, власти, славы, положения и т.д. У него постепенно отмирают желания, даже отмирает желание продолжать здесь жить. За жизнь он не цепляется. Но, до этого уровня надо дорасти, до развиться. У всех менее развитых людей, всегда есть инстинктивная жажда жизни, надежда на счастье, стремление к деньгам, власти, положению и т.д.
Кроме того человек не знает, что есть другие миры жизни. Значит, неведение и желания возвращают его в этот мир. Какой способ помочь ему? Дать ему знания, но не только информацию о мирах. А с помощью практики, с помощью медитаций дать возможность пережить состояния в тех мирах. Раскрыть истину о причине его страданий - знание о желаниях, которые держат его в плену этого мира.
Помочь ему осознать на какую жизнь он обрекает себя этими бесконечными приходами, что ему в реальности дает это желание здесь жить. Будда утверждал, что желание прийти в этот мир сопровождается неизбежными страданиями, горем и постоянным характерным для человека состоянием неудовлетворенности, потому что жизнь не удовлетворяет наши желания. Поэтому он говорил, что необходимо преодолеть желания.
Что значит преодолеть желания? Это очень важно понять. Потому, что можно пойти тупиковым путем, путем насильственного аскетизма, ложной духовности. Когда человек внешне отказывается от денег, а внутренне эта проблема существует. Когда человек отказывается от положения, карьеры, статуса, а внутренне эта проблема существует.

Итак, причина страданий в наших непрекращающихся желаниях и в том, что жизнь не удовлетворяет наши желания. Конечно, человек не может полностью преодолеть желания. Будда не говорил, что человек должен стать абсолютным аскетом и вообще умертвить в себе все желания. Это путь школы Санкхья в Индии. Он этим путем шел, и он от этого пути отказался. Он говорил о другом, о том, что человек должен выработать такую форму сознания, когда он становится независимым от желаний, непривязанным к своим желаниям. Это сознание возникает вследствие мудрого отношения человека к своей жизни, вследствие знания о неизбежности жизненной программы для каждого человека. Предположим, у одного человека по судьбе дано быть начальником, а у другого этого в судьбе нет. Зная об этом (знание об этом можно получить с помощью эзотерической астрологии, которая открывает подробно содержание судьбы каждого), исчезают амбиции, уходит чувство зависти, злости, состояние страдания из-за неосуществленных амбиций.
Предположим у одной женщины по жизненной программе должно быть пять мужей. Она должна получить большой опыт семейных отношений для того чтоб что-то изменить в своей личности. У другой - ни одного. Цель такой программы, получив опыт одиночества, научиться быть более гармоничной в общении.

Мы сами становимся источником своих страданий, потому что постоянно предъявляем жизни требования, которые она не может осуществить т.к. этого нет в нашей судьбе. Жизнь не всегда согласуется с нашими планами, желаниями и амбициями. Поэтому самое характерное состояние человека – это чувство неудовлетворенности.
Наши страдания чаще всего вызваны стремлением изменить свою судьбу, что не возможно без изменения себя. Желание добиться в этой судьбе запланированных успехов, но это бессмысленно, если этого нет в вашей жизненной программе. Об этом говорит буддизм.
Итак, не путем насильственного подавления своих желаний, а путем знания, мудрости и силой воли преодолевает человек свои потребности, амбиции. Свои попытки планировать по- своему жизнь и это освобождает его от страданий. По сути дела, учение Будды – это метод, как научить человека жить, не страдая на земле. И не привязываясь к земным желаниям, далее духовно развиваться, с тем, чтоб достигнуть самых высоких планов бытия.
Другими словами, конечно, желайте, но не привязывайтесь к своим желаниям. Если ваши желания не реализуются, значит либо это не во время, либо этого нет в вашей жизненной программе. Это очень мудрое и правильное отношение к жизни.
7 лет понадобилось человеко-богу для того чтоб понять суть жизни на Земле и причину страданий.
Итак, Будда говорил о том, что неудовлетворенность жизнью – это основное состояние человека, живущего в мире физическом и отсюда страдания, которые присущи человеку, пока он живет на Земле. Эта неудовлетворенность не есть свойство физического мира. Это не внешние проблемы мира. Мир никакой, он нейтрален. В реальности он великолепен, удивительно гармоничен и жизнь здесь полная и прекрасная. Только потому, что мы не удовлетворены своей жизнью, мы испытываем страдания. Только наше эгоистичное неразвитое сознание делает нас несчастными.
В целом буддизм и все его методы направлены на то, чтоб изменить это ограниченное, эгоистичное сознание, и тем самым избавить человека от страданий. Все методы буддизма даны человеку для того чтоб преодолеть себялюбие, эгоизм, чувство отделенности от всего остального мира. Как говорит буддизм - основная проблема – в лозунге « Все больше мне». От эгоизма исходит поглощающее человека желание « все большего». Это свойство нашего маленького эгоистичного сознания, которое изучает буддизм, называется « относительным сознанием».
Если есть какая-то власть, то нужна власть большая. Если есть какие-либо деньги, то вскоре окажется, что их мало, нужно больше.
Когда человек преодолеет это относительное эгоистичное сознание, честолюбивое, требующее как можно больше для себя, готовое вступить для этого в борьбу со всем миром, тогда возникнет другое сознание, более высокое. Тогда человек будет жить в этом мире без страданий, в большей степени удовлетворенным. Помните, как о том же говорил Иисус :» Царствие Божье есть внутри вас.» Т.е. состояние счастья, блаженства, гармонии возможно, если достигнуть высоких уровней сознания внутри нас.
Так как масса людей эгоистичны, ограничены, поэтому страдания неизбежны. Это неизбежный аспект человеческого существования.
Я хочу обратить ваше внимание на то, как объясняет причину страдания Будда и как о том же говорит Иисус. И что он дает те же самые методы. «Относитесь к другим так, как вы бы хотели, чтоб они относились к вам», т.е. относитесь без эгоизма.
Но как говорит о страдании и о причине горя на Земле христианская теология? По мнению христианской теологии проблема горя, страданий, жестокости и всего негативного, что существует на Земле, - это вредные действия неких злых сил, которые все время мешают богу установить на Земле гармонию. Они искушают человека, побуждая его творить зло. Я думаю, что мне излишне предлагать вам сравнивать умственный уровень этих положений.
Насколько глубинные, научные, философские взгляды на причину страдания в буддизме и насколько примитивные, дремучие, дикие взгляды в христианстве.
Итак, причина страдания человека – эгоизм и невежество. Пока человек не изменит свое сознание – страдание – неизбежный фактор его существования.
Мы с вами очень далеки от того уровня духовного развития, когда станет не столь сильным желание возвращаться в этот мир. В каждом человеке присутствует глубинная потребность прийти сюда, пережить новые впечатления, добиться счастья. Эту потребность и вскрыл Будда. Основная причина возвращения в неведении. Человек должен знать, что жизнь на этой планете наименее гармонична. Поэтому тот, кто одолеет неведение, тот, кто достигнет знания, тот, кто настолько силен, что сможет преодолеть желание возврата, тот человек сможет избавиться от необходимости приходить в этот мир. После того как он покинет физическое тело, он прервет цепь неизбежных возвращений. Необходимость погружаться в эту жизнь будет преодолена.
Вследствие того, что человеку надо дать знания о бытии в других мирах, буддизм не мыслим без глубинных медитаций. Поэтому буддизм тысячелетия со времен Будды разрабатывал методы глубинных медитаций. Все методы буддизма нацелены на то, чтоб человек прочувствовал, ощутил пребывание в высших сферах, и развил потребность вернуться туда.
Буддизм говорит о том, что есть три основные характеристики существования в этом мире.
1. непостоянство
2. отсутствие бессмертной души
3. Неизбежная неудовлетворенность и страдание человека во время его физической жизни.
Рассмотрим первое утверждение буддизма о непостоянстве.
Буддизм говорит о том, что все в мире феноменальном беспрерывно меняется. Что здесь меняются все явления. Меняются мысли, эмоциональные состояния, физические состояния и обстоятельства. Нет и не может, быть в мире физических явлений ничего статичного, устойчивого, стабильного, постоянного. Все текуче в каждый данный момент. Подлинное, истинное духовное отношение к жизни такое: Жизнь - непрерывно изменяющийся поток. Тогда когда эта истина, эта реальность станет фундаментом вашего сознания, фундаментом вашего отношения к жизни, вы никогда ничего не будете планировать, особенно на дальние сроки. Тогда исчезнут сожаления о прошедшем, и не будет страха перед будущим. Хочется, чтоб не возникла ложная установка – говорить не буду, а надеяться буду. Планировать не буду, а переживать, если не исполнится, буду. Внутреннее отношение должно быть такое – жизнь текучий поток, планировать бессмысленно, потому что очень часто ваши планы и направление этого потока не совпадают. Ко всем возникающим обстоятельствам жизни надо относиться как к НЕИЗБЕЖНЫМ и НЕОБХОДИМЫМ свойствам потока вашей жизни.
В китайской философии есть такое очень емкое понятие « ДАО». Это слово означает очень многое – это и мировой путь развития, и путь развития вашей жизни. Таково ваше Дао сейчас. В китайской философии есть требование « быть единым со своим Дао» Т.е. принимать все текущие обстоятельства спокойно, мудро.
Тогда возникнет очень спокойное, статичное отношение к жизни: внешняя жизнь переменчива, а внутреннее отношение к переменам стабильное.
Невежественный человек относится к жизни наоборот. Внешняя жизнь должна остановиться, законсервироваться и быть такой как ему нужно, а внутренние состояния могут меняться. У обычного человека постоянное стремление остановить и зафиксировать жизнь внешнюю и полная нестабильность внутреннего мира.
Он считает, что вполне может быть то раздраженным, то спокойным, то радостным, то гневным, то печальным, то спокойным. Это он считает нормальным.
У буддиста и у человека, который глубоко принимает эту истину, возникает другое отношение: жизнь приносит бесконечные изменения, от этого никуда не уйдешь. А отношение к этим изменениям у человека должно стать очень постоянным, спокойным. Если вы примите это отношение к жизни, тогда из вашего внутреннего мира уйдут претензии к жизни, требования к окружающим людям, надежды, разочарования, планы, чувство обиды, горечи, несчастья и т.д. Кроме спокойного наблюдения за жизненным потоком, возникнет и другое отношение к фактам, возникнет мудрое отношение. Именно это несоответствие нашим планам, претензиям, амбициям, надеждам и планам жизни, которая протекает у каждого по - своему, именно это является основным источником страдания. Если вы глубоко поймете, что жизнь – это поток, и вы этим потоком не можете управлять, вы станете спокойным мудрецом.
В буддизме очень приветствуется и употребляется астрология. Человек знакомый с астрологией, может знать качество своего жизненного потока в любой период времени.
Благодаря тому, что буддизм осознает жизнь, как бесконечную динамику разных сил в нем нет никаких жестких догм, нет никаких авторитетов. Я все время настаиваю на том, что вы не должны слепо принимать ни одного автора, меня в том числе, спорьте, возражайте, проверяйте своей логикой. Вы неоднократно будете ошибаться, судить ошибочно, но это лучше, чем бездумно глотать любую глупость кем-то высказанную. Это побуждает человека к поискам, самостоятельным исследованиям, это развивает его ментальное тело, способность к философскому мышлению и развивает индивидуальность.
Так как жизнь текуча, нет и не может, быть никаких постоянных истин. Истина приемлемая для одного времени, для одного уровня сознания, для другого времени и для другого сознания истиной не будет, будет ложью. Буддизм – это единственная религия, которая это понимает. В отличие от современного православия, которое постоянно заклинает « вернемся к нашим корням». Это невозможно осуществить. Жизнь течет, и Россия даже 70-х годов прошлого столетия ничем не напоминает Россию начала 21 века. Это другая Россия, другой народ, другой уровень культуры и другой уровень сознания. И ей нужны совершенно другие истины.
Вот еще что говорил Будда – « Все соответствует своему времени, своему уровню сознания. Истина, которая выглядит так для одного времени, определяет лишь уровень понимания адекватный времени и адекватный культуре.»
В буддизме нет никакой догмы, установившихся истин. Единственная установка – «Все меняется. Все совершенствуется».


Обратно к содержанию