введение наука гармонии жизни эзотерика востока и запада история мировых религий статьи и публикации
 





Эзотерический анализ мировых религий

Обратно к содержанию


Б Е С Е Д А    Д В А Д Ц А Т Ь    П Я Т А Я


Поговорим о второй истине буддизма.
Индуизм говорит об одинаковой у всех людей бессмертной душе, т.е. о монаде, неизменяемой. Мир - майя, все меняется в этом мире, кроме бессмертной души. Так утверждает Индуизм.
Буддизм не делает исключения и для души, потому что в понимании буддизма душа – это личностные свойства человека. В отличие от Индуизма, ориентированного на высшую, бессмертную душу, буддизм не рассматривает высшее состояние души, потому что все учение Будды дано для конкретной, сейчас живущей личности. И это тоже очень правильное представление. Истина в том, что человек – это личность. Пока мы живем в физическом мире о высшей душе можно не беспокоиться. Она не проявлена, человек ее присутствие не ощущает. Она нами не руководит, не управляет, находится в бессознательном состоянии. О ней можно не вспоминать. Личность – это набор ментальных, эмоциональных и чувственных качеств. С прекращением воплощения личность умирает, в сознании человека остаются впечатления от прожитой жизни, остается опыт и это входит в подсознание. Опыт является тем средством, который способствует развитию личностных качеств. Остаются те проблемы, те связи, которые человек создал своим пребыванием в этом мире и которые впоследствии потребуют его искупления.
В индуизме предполагаются тысячи воплощение, в процессе которых очень медленно нарабатываются определенные свойства высшей души.
Будда запрещал говорить о высшей душе, он давал методы для человека сейчас существующего, у которого нет времени для ожидания пока проявится его высшая душа, т.е. высшее духовное сознание.
Изменением личностных качеств необходимо заняться сейчас, личность эгоистичная должна стать личностью духовной. Это требование Будды.
Третья установка буддизма о том, что характерная особенность жизни в мире физическом - неудовлетворенность, печаль, страдание.
1.На уровне сознания среднего человека, того, кто ничего не понимает в этой жизни, кто живет в неведении о законах жизни – страдания неизбежны.
2. страдания неизбежны вследствие сильных стремлений и желаний.
Как я уже писала, в Джамападе - основном документе буддизма написано так: « Как паук завернутый в паутину, человек опутан собственными желаниями». Причина страданий именно в этом.
3. Устранение страданий состоит в выработке независимости от желаний. Победа над желаниями приводит к исчезновению страданий и неудовлетворенности.
У человека обладающего относительным, эгоистичным сознанием, есть иллюзия, которая заставляет его страдать. Иллюзия в том, что его счастье полностью зависит от исполнения его желаний. Не надо верить в то, что счастье человека зависит от исполнения какого-то желания. Удовлетворение желания приносит чувство удовлетворения, но не чувство счастья. Чувство счастья приносит ощущение гармонии с этим миром. Состояния счастья человек никогда не достигает, потому что он сам очень не гармоничное существо, потому что он стремится к материальным желаниям, удовлетворение которых не приносит счастья. Счастье человек может достичь только в состоянии любви. В состоянии любви человек счастлив, в состоянии счастья человек становится очень гармоничным. Следовательно, надо стать очень гармоничным существом, тогда вас будут любить, и вы будете счастливы. Как стать гармоничным ? Необходимо понять, что пока наше сознание обременено эго- комплексами, мы являемся существами негармоничными, попросту уродливыми. Нам очень трудно внушить любовь к себе, а потому мы обречены быть несчастными. Нас не могут любить, нас не за что любить, нас могут только терпеть и то не все. Все зависит от степени эгоизма каждого. Что это такое гармоничное существо? Это существо, которое доброжелательно, а не враждебно или равнодушно настроено ко всему окружающему. Это существо способное чувствовать боль, несчастье другого существа и сострадать ему. Это существо, готовое всегда прийти на помощь без расчета выгодно это мне или нет. Всегда открытое, искреннее, доброжелательное, отзывчивое, великодушное, естественное. Есть способы, как стать таким человеком? Да, они есть. Я познакомлю вас с этими способами в книге по эзотерической психологии. Но, от ознакомления с этими способами ничего не зависит. Все может остаться на том же уровне. Все будет зависеть только от вас, от вашего желания использовать эти методы для развития себя. Если хотите быть счастливыми после смерти, быть любимыми в следующей жизни и стать гармоничными людьми во все последующие жизни, тогда напомню вам слова Иисуса: « Стучите и отверзнется». Прилагайте усилия и достигнете.
Если человек, как утверждает Будда, буддизм и я, потому что многое я говорю, исходя из личного опыта работы со своим сознанием по методам буддизма, преодолеет маленькое эгоистичное сознание, из жизни человека уходят неудовлетворенность, страдание, потому что оно есть наше собственное производство.
Будда очень правильно говорит, что это проблема не внешняя. Мир сам по себе не уродлив, не наполнен страданиями, а Земля не является полигоном для испытаний.
Можно устранить страдание, если изменим точку зрения на этот мир и на себя. Если сможем преодолеть бесконечную цепь желаний, что свойственно эгоистичному сознанию. У вас может возникнуть ложное представление о буддизме, как об аскетичном учении. Нет, никакого аскетизма Будда не признавал. Он с высот своей божественной мудрости не мог призывать к аскетизму. Устранение желаний не означает их искоренения. Это означает не привязанности к желаниям. Желания необходимы, без них не может быть жизни. Человек должен стать выше желаний, не быть зависимым от них, не быть привязанным к ним. Не верьте, что ваше счастье зависит от исполнения вашего желания.
Желания нормальны и необходимы. Без желаний человек превращается в существо ущербное, пассивное, уродливое. Желания нужны человеку, но у человека должно быть выработано такое отношение к жизни, что тогда, когда желания его исполняются, он радуется. Тогда же, когда желания не исполняются, человек терпеливо ждет другого периода, понимая, что сейчас время не исполняющихся желаний.
Согласно буддийскому учению можно научиться принимать мир таким, каков он есть, не чувствуя неудовлетворенности от его ограничений. Можно научиться принимать свою судьбу, не как несправедливое ограничение, а как необходимое вполне заслуженное вами и потому неизбежное обучение. Если вы научитесь спокойно принимать свою программу обучения, которую мы называем « жизнь», из вашего сознания исчезнут чувство зависти, враждебности, печали. Когда человек начинает принимать простую истину, что у каждого человека своя судьба, нет виновных в его судьбе, что он сам создатель всего в этой судьбе, из его сознания уйдет очень много страданий.
В буддизме говорится о том, что большинство людей ищет наибольших чувственных удовольствий, другие же, понимая ограниченность этого пути, отдаются другой крайности – самоумерщвлению. Буддийский идеал- это умеренность. В Джамападе сказано так:» избегайте двух крайностей, монахи. Каких двух? С одной стороны, низменного, грубого и бесполезного потакания своим страстям, с другой стороны, болезненной, низменной и бесполезной практики само умерщвления или само вредительства. Придерживайтесь срединного пути, указанного Буддой, потому что он ведет к прозрению и миру, мудрости и просветлению».
Будда требует от человека придерживаться срединного пути. Человек не должен стремиться к удовлетворению очень многих желаний. И человек не должен идти путем аскетизма. Буддийский идеал – это умеренность.
Для того чтоб человек шел по этому среднему пути, буддизм предлагает ему 8 способов существования. Т.е. придерживаться 8 указаний.
Он должен придерживаться правильной речи, правильного действия, правильной жизни, правильного усилия, внимательности, сосредоточения, понимания мысли.
Буддизм не указывает, что правильно, а что нет. Человек сам должен это решить. Полностью ответственность за существование ложиться на самого человека. Как существовать, чтоб достигнуть совершенства, это решает сам человек.
В Джамападе говорится так: « мудрый человек формирует себя сам».
Бесполезная практика само умерщвления была распространено в христианстве, особенно в православии. Это в православии считается признаком раздуховности.
В чем еще фундаментальные источники страданий, кроме желаний? Какие качества сознания заставляют нас страдать? Буддизм определяет три качества сознания, которые характерны практически для каждого человека. Для каждого из нас свойственны эти состояния сознания.
1. Жадность.
2. ненависть
3. обман.
В сознании одного человека преобладает жадность, в сознании другого – ненависть, в сознании третьего – иллюзия. В каждом человеке все эти проявления сознания могут чередоваться. В одних ситуациях проявится одно, в других – другое, в третьих- третье. Но у каждого есть более свойственное ему проявление сознания. Если мы очень честно понаблюдаем за собой, то мы увидим, что реально присутствует в нашем сознании, что преобладает. Есть всегда все три состояния, но преобладает одно.
Одна ситуация вызывает в человеке жадность, другая разбудит гнев, третья – ошибочное восприятие. По-разному мы проявляемся, но каждый раз проблемы связаны именно с этими качествами.
Не думайте, что качество сознания ЖАДНОСТЬ относится к денежному накоплению или к накоплению вещей. Это характерно для человека, который руководствуется лозунгом « Все больше мне». Больше чувства, больше уважения, больше авторитета, власти и т.д.
Будда говорил о том, что человек, в сознании которого преобладает качество « жадность» все время побуждается к новым потребностям. Его не удовлетворяет ни одно реализованное желание. По достижении какой-то цели, у него тут же возникает желание большего.
Жадность, как утверждал Будда – это основная проблема большинства.
В нашем состоянии сознания существует некий зверь, который все время требует все большего и большего. У одного больше денег, у второго - больше чувственного опыта, у третьего – больше свободы, у четвертого – больше власти, больше известности и т.д.
Люди, в сознании которых преобладает это свойство « ЖАДНОСТЬ»- тщеславны, эгоистичны, завистливы, недовольны жизнью постоянно. Человек несчастлив, потому что ему все время мало и это проявляется в его отношении к окружающим. Он всегда в борьбе с миром за удовлетворение своих растущих желаний.
В человеке, в котором наиболее характерное свойство сознания ненависть, присутствует постоянное раздражение относительно этого мира, он очень часто бывает в состоянии гнева, злобы, раздражения.
Жизнь его – это постоянная битва с врагами воображаемыми и реальными. Он постоянно защищается от возможных нападений. Мир, по его мнению, к нему крайне несправедливо относится. Это люди подозрительные, недоверчивые, высокомерные, гордые, завистливые, язвительные, мстительные и недоброжелательные.
Люди, в сознании которых преобладает ИЛЛЮЗИЯ.
Человек мало понимает в жизни, в себе и в других, но уверен в обратном. Он вообще мало что осознает. Он опутан иллюзиями относительно себя и других. Для него характерно поведение высокомерное, он глуп, оценить этот мир не в состоянии, но безапелляционно утверждает свои мысли и мнения. Любую собственную мысль он считает истиной, потому что это мысль его. Сам же находится в состоянии запутанности, не знания, не понимания, абсолютной темноты, но абсолютно уверен в противоположном. Эти люди подражательны. Знания их крайне поверхностны. Их характеризует лень, упрямство, колебания. Они, не самостоятельны, упрямы, не решительны, возбудимы и лживы.
Итак, буддизм правильно считает причиной страданий человека, его собственное сознание. Это источник, это причина и значит методы только одни – изменение сознания. Пока человек не изменит свое сознание - страдание - это неизбежный фактор его существования. Это самое важное, самое основное, что дал Будда миру. Итак, коротко повторю - Буддизм, это первая религия, возникшая на планете, которая была направлена к человеку, требовала от человека нравственного совершенствования, дала идею личного спасения. Будда определил причины страданий, указал человеку суть его существования в этом мире, дал методы, как изменить свою жизнь в этом мире, как ускоренным образом развить такое сознание, которое помогло бы вообще покинуть этот мир. Он говорил о том, что существование человека - это неудовлетворенность и страдание, потому что в его сознании есть неведение относительно других миров и других условий жизни. Человек ошибочно думает, что этот мир единственный, предполагает, что счастье может быть только в этом мире. Эта иллюзия относительно жизни толкает его на ложный путь, путь поиска счастья в этом мире. Этот путь тупиковый, потому что у человека совершенно ложные устремления, потребности и желания. Как паук опутан паутиной, так человек опутан своими желаниями. Сознание человека характерно определенными качествами, которые заставляют его страдать - это жадность, ненависть и иллюзорность. Человека с преобладанием качества ЖАДНОСТЬ, не удовлетворяет ни одно реализованное желание. Этот человек очень страдает и заставляет страдать всех окружающих людей. Это качество в сознании побуждает его ненавидеть этот мир, он в постоянной борьбе с ним.
Человека с преобладанием в сознании НЕНАВИСТИ, раздражает этот мир и окружающие его люди. Он часто в состоянии гнева, злобы, раздражения. Существовать ему в этом мире очень сложно и тяжело. Мир он воспринимает как поле борьбы. Вокруг себя он видит только врагов. Они мешают ему достичь его желаний. Вся его жизнь осуществляется таким образом - он борется, ненавидит, завидует, он высокомерен, недоброжелателен.
Третий человек обладает таким свойством сознания, как НЕВЕДЕНИЕ. Человек очень мало понимает в этом мире. Он вообще в полном заблуждении относительно себя и других. Для него характерно поведение высокомерное, он глуп, оценить этот мир не в состоянии, но, тем не менее, безапелляционно утверждает свои мысли, мнения. Его мнение всегда есть истина. Для него характерно состояние запутанности, не понимания. Таких людей очень много.
Для них характерно подражательность, нерешительность, они ведомы и скандальны, возбудимы, лживы.
Нет таких людей, у которых есть только одно качество сознания. Для нашего сознания характерны все эти проявления, но они могут проявляться в разное время и по - разному. Для одного человека более характерным является одно свойство сознания, для другого - другое.
Будда первый сказал о том, что все причины несчастья человека зависят от состояния его внутреннего мира. Работа над собой - это основная работа в буддизме. Будда отвергал все молитвы, церемонии, ритуалы, гимны. Он говорил, что человеку нужна только духовная работа над собой.
Что это такое «духовная работа над собой» в понимании Будды?
Работа над собой - это постоянное, объективное, искреннее наблюдение за собой, за своими проявлениями. Только такой способ - наблюдение и честная без стремления оправдать себя, оценка своих проявлений - есть истинный способ работы со своим сознанием.
Все качества своего сознания можно преодолеть. Жадность должна быть превращена в спокойное и не требовательное отношение к жизни. Жадность исчезает при наблюдении за собой. Она перерастает в спокойное отношение к жизни, в сострадание. Так как жадность считается самым порочным общечеловеческим качеством, то согласно буддизму, самодисциплина может преодолеть жадность, человек должен контролировать себя.
Ненависть, раздражительность, злоба, нетерпимость преодолевается в буддизме путем знания того факта, что каждый человек обладает природой Будды, что каждый человек в потенции высокий дух. И еще надо всегда помнить, что каждый человек находится на том уровне развития, которое смог достичь к этому воплощению. Требовать от него большего, не свойственных ему качеств и поведения, бессмысленно. Он пока к этому не готов. Осознав это, человек учится милосердно и доброжелательно относится к людям.
Буддийское учение подчеркивает необходимость развития любви и уважения к другим людям. Это путь преодоления ненависти.
Что же поможет преодолеть в человеке глупость, неведение, гордыню, самомнение?
Только знание о мире преодолевает неведение.

Вот почему буддизм настаивает на интеллектуальных знаниях и уделяет огромное внимание интеллектуальному развитию. Необходим хорошо развитый интеллект чтоб понять законы бытия, следствия и причины своей судьбы, и для того чтоб менять отношение человека к миру и к себе.


Обратно к содержанию