введение наука гармонии жизни эзотерика востока и запада история мировых религий статьи и публикации
 





Эзотерический анализ мировых религий

Обратно к содержанию


Б Е С Е Д А    Д В А Д Ц А Т Ь    Ш Е С Т А Я


В буддизме считается основным препятствием духовного развития гордыня. Буддизм за две с половиной тысячи лет наиболее полно изучил проявления человека. Поэтому когда буддисты утверждают, что именно гордыня есть наиболее трудно преодолеваемое качество в человеке, это действительно так. Это качество возникает в любом человеке, который идет по пути развития. Идет ли он по пути развития Будды, Иисуса, не важно по какому пути развития, человеку придется преодолеть возникшее и растущее качество - гордыню. В буддизме считается, что гордыня проявляется по мере того, как человек развивается. Еще очень мало знания, но и это небольшое знание отличает человека от остальных. Еще очень мало возможностей, но уже что-то начинает проявляться. И тогда на фоне этих небольших знаний и малых возможностей, начинает расти гордыня. В буддизме указывается на то, что именно гордыня, прежде всего, приводит к недостатку уважения к учителю. Именно гордыня побуждает человека встать в позу конкурентной борьбы с учителем. Именно это возникшее качество способствует возникновению ложных, искаженных учений и ложных учителей. Человек мало что понимает и ничего не умеет, но уверен, что знает все и может обучать других. Обычно учитель буддийского направления, особенно это принято в дзен - буддизме, обязательно покажет ученику возникшую проблему. Даст увидеть ему растущую гордыню. И поможет понять, что если это не преодолеть, это станет очень серьезным тупиком в развитии. Это неизбежная ситуация, она возникает в начале пути, человеку надо это преодолеть и конечно проще это преодолеть с помощью учителя. Гордыня может возникнуть на любом отрезке обучения. Часто ученик решает, что он много знает, что он заканчивает свой духовный путь и в учителе он больше не нуждается. Задача учителя и необходимый фактор обучения состоит в том, чтоб заставить ученика преодолеть это временное препятствие, неизбежно возникающее на пути любого духовного развития. Буддизм это отслеживает и стремится эти препятствия преодолеть. Если обучение будет продолжаться, то ученик сможет преодолеть неизбежную гордыню. Далее ученик увидит, что знает еще очень мало и самостоятельно не умеет ничего. Еще рано ему думать о достигнутом просветлении.
В дзен - буддизме есть такое изречение: «запах просветления». Это как раз об этом процессе, возникающем в сознании.
Как же буддизм относится к телу человека?
Так как буддизм не поощряет разнузданность и аскетизм, тело рассматривается как необходимое орудие для служения другим. Заметьте, разницу с индуизмом. Там тело – инструмент развития себя. Тело – это необходимый инструмент для собственных поисков истины. В индуизме человек отделяется от мира и занимается с собой, для личного совершенствования.
Вот как об этом написано в Джамападе: « Как твоя жизнь, так и твое тело заслуживают любви и уважения, потому что благодаря их посредничеству мы можем упражняться в истине и через них проявляется тело Будды.»
Я обращаю ваше внимание, что здесь на первом месте стоит слово « жизнь», на втором месте слово « тело». Жизнь более важный инструмент и посредник для поиска истины. Поэтому, как бы не складывалась жизнь, она заслуживает уважения и любви. Благодаря жизни человек может находить истину и благодаря этому инструменту достигать сознания Будды.
Социальные отношения в буддизме.
Впервые на планете Будда высказал идею духовного равенства между людьми. Этого тоже не было в индуизме. Ко времени прихода в мир Будды, разделение на сословия в Индии было очень жестким. Оно сохраняется в какой-то мере и сейчас. Условием рождения человеку определяется духовное развитие более высокое или менее высокое. Есть касты, принадлежность к которым, определяет человека, как самое низко развитое существо. Все эти различия устранил Будда. Именно он первым говорил о духовном равенстве людей. В его монашеском ордене не было никаких кастовых различий. Именно поэтому была принята одинаковая одежда для всех. «Каждый человек обладает природой Будды», это первое утверждение равенства в буддизме и Иисус только подтвердил это через 650 лет. В Евангелии сказано – «Одного бога – Отца имеем.» Он подтвердил идею Будды, но впервые об этом говорил Будда.
Что еще впервые принес миру Будда?
Он говорил о том, что один из принципов следования по пути буддизма – это соблюдение в повседневной жизни требований учения. Повседневная жизнь человека должна соответствовать идеалам учения. В буддизме впервые были определены нравственные требования к повседневной жизни человека. До буддизма ни одна религия не выдвигала человеку нравственных требований. Вслед за Буддой эти требования были повторены Иисусом. Очень подробно и детально ежедневное поведение человека определено в мусульманстве.
Очень важная установка буддизма – научиться управлять своими эмоциями. Этого тоже не было ни в одной арийской религии. Будда говорил о том, что люди по пустякам выходят из равновесия, переносят свои эмоциональные состояния из одних ситуаций в другие. Идеал эмоционального состояния человека, идущего по пути буддизма, это бесстрастность, спокойствие и сострадание. Ощущение единства со всеми живыми существами, и со всеми людьми, живущими на Земле. Иисус тоже пытался перенести эти установки буддизма на иудейскую среду. Но, понимая, что среда еще совсем не готова к такому глобальному милосердию, дал более упрощенное требование: «Возлюби ближнего своего, как самого себя.» Ближний - это тот, кто рядом, кто близко находится.
В буддизме очень высоко ценится интеллектуальное обучение. Но оно считается не достаточным. Человек идущий по пути буддизма, это не слепо повторяющий мантры или молитвы человек, как предположим современные кришнаиты, как современные православные или католики. Буддийские монахи получают глубинное эзотерическое образование, но и этого не достаточно. Требуется еще практика медитаций. Считается, что только с помощью медитаций человек может углубить те теоретические познания, которые он получает. С помощью практики он получает истинное понимание вещей. Медитация должна стать практикой ежедневной жизни. Считается в буддизме, что человек, который читает о сострадании, рассуждает о милосердии, рассуждает о махаяне или хинаяне, никаким образом не продвинулся по пути развития. Идея о необходимости деятельного милосердия – это тоже идея буддизма, Иисус ее лишь повторил через 650 лет. Буддист должен не только говорить о сострадании, но сострадать.
Одним словом буддизм требует активного, повседневного проявления идеалов учения в жизни. Считается, что человек, который читал о сострадании, но не помогает, понимает положение буддизма слишком отвлеченно.

Моральный кодекс ежедневного поведения буддиста.
1. Надлежащая мысль. Это мысль свободная от иллюзий и эгоизма.
2. Надлежащее устремление. Это стремление иметь честные намерения.
3. Надлежащее слово. Слово, содержащее доброту, уважение и правду.
4. Надлежащее поведение. Это поведение искреннего, не эгоистичного, миролюбивого человека.
5. Надлежащая жизнь. Жизнь, когда человек не совершает зла ни против животного, ни против человека. Буддизм признает за животным право на равное с человеком обращение.
6. Надлежащее усилие. Это само контроль и постоянное стремление к знаниям.
7. Надлежащее намерение. Добрые мысли, и стремление быть справедливым во всем.
8. Надлежащее вдохновение. Это размышление о смысле жизни.
9. Состояние просветления, называемое в буддизме « сатори», к которому стремится каждый, кто практикует буддизм, означает интуитивное понимание.
Только в буддизме отмечается малая самость и большая самость. Когда вы встретите этот термин, вы должны понимать, что это пишет или рассуждает буддист.
Малая самость – это сознание личности, бодрствующее сознание. Именно малая самость является причиной страданий человека. Это сознание формирует чувство отделености человека от мира. Постоянное ощущение своей уникальности, одиночества, отделености и враждебности этого мира по отношению к себе - это свойство малого сознания. Поэтому человек тратит свою жизнь на борьбу. Он стремится отстоять свое место под солнцем. Это девиз малой самости. Это сознание характерно эгоизмом, желанием утвердиться любым способом.
Большая самость или духовное сознание возникает тогда, когда человек постоянно живет в состоянии единства с природой, с Мирозданием, со всеми другими существами. Медитации буддизма нацелены на развитие ощущения единства с природой, когда человек ощущает себя маленькой частью единого мира, когда он чувствует себя частью космической жизни. Эти медитации я проводила со своими слушателями. Частично мои медитации есть на сайте. Все это практика буддизма.
Наша малая самость определяется эгоистичным мышлением и это сознание должно трансформироваться в большую самость. Все практики буддизма, все медитации нацелены именно на это. На принижение эгоизма, на осознание своей еще не совершенной личности, на сознание своей бессмертности. Цель буддийского учения – устранение чувства неудовлетворенности и страдания, порождаемого эгоистическим малым сознанием.
Просветление в буддизме, это не уничтожение личности. Это преодоление эгоцентризма. Смерть эгоистичного существа и рождение другого духовного существа.
У некоторых людей и у тех, кто по невежеству не правильно понял буддизм, возникает чувство страха « Почему это мое индивидуальное существо должно исчезнуть?» Нет и не может быть такой установки в буддизме. Вы должны ощущать себя уникальным существом, вы, как и все люди вокруг вас, являются авторским образцом жизни. У вас должно быть чувство человеческого достоинства. Просветление – это не уничтожение, не пустота, не исчезновение, как это утверждают невежды, это преодоление эгоистичного сознания.
В буддизме совершенно другое отношение к учителю, чем в индуизме. В индуизме гуру – это воплощение всех божественных добродетелей, ученик должен беспрекословно подчиняться ему. Буддийский учитель никогда не требует к себе такого отношения. Так как в буддизме ценится естественность, то ни один буддийский учитель или просто человек, идущий по пути буддизма, не будет поддерживать видимость святости, личного совершенства, потому что это считается лживостью и лицемерием. Более того, настоящий умный учитель покажет, иногда специально для ученика свои слабости.
Последователь Будды никогда не будет требовать особого почитания. Естественность, искренность, чистота - это требования к любому человеку в буддизме. Еще в большей степени это относится к учителю. Считается что ученик, который полностью полагается на достигшего предела учителя, перестает работать. Так как в буддизме отвергается любой высший авторитет и даже авторитет Будды, то это совершенно недопустимая форма отношений между учителем и учеником.
В буддизме требуется не показной, а практический опыт. Необходимость практических достижений подчеркивается, а соблюдение культовых церемоний значительно принижается. Будда вообще отвергал молитвы, обряды. Они возникли через 500 лет после его смерти.
Что же является высшим идеалом учения?
Это идея, которая впервые была дана человечеству почти 3 тыс. лет тому назад. Это идея всечеловеческого единения. Идея братской любви ко всем народам. Идея человеколюбия с большой буквы. Эта идея была дана через Будду Иерархией.
Нравственные правила ежедневного поведения - это новая форма бытия через Будду принесенная в мир. Включаются требования честности, целомудрия, доброты, милосердия и т.д.
Конечно, после смерти Будды, через несколько веков, возник культ со всеми атрибутами, с празднованиями, постами, церемониями, молитвами. Как и все культы, он умерщвлял учение. Не заблуждайтесь на счет современного буддизма. Если Будда дал такое глубинное и такое мудрое учение, ориентированное на человека, то и вообще буддийская церковь – это необыкновенное явление. С буддизмом произошло все то же самое, что происходит с любым учением. Почти ничего не осталось в современном буддизме от учения Будды. Ничего не осталось в учении христианской церкви от учения Иисуса.
Сама церковь, как и церкви христианская и мусульманская, пережила много расколов, много разделений. Возникли различные направления в буддизме. Я очень коротко расскажу о двух направлениях, о махаяне и о хинаяне.
Буддизм направления хинаяны распространился в южных странах, это Цейлон, Бирма. Махаяна распространился на Севере, в Тибете, Китае. В чем разница между этими направлениями? Разница в том, как они рассматривают конечную цель развития человека. Идеал хинаяны – последний уровень развития человека –Архат. Это человек - полностью порвавший со всеми привязанностями этого мира. Он не связан с семьей, с собственностью. Он совершенно преодолел все земные соблазны, абсолютно независимый и свободный человек. В практики Хинаяны Архат придерживается жесткого аскетизма. Это человек равнодушный ко всему миру и ко всем, кто в нем обитает. Видите, насколько этот буддизм отличается от первичного учения Будды. Все усилия он потратил на то, чтобы победить врага – свои страсти. У него нет желаний, он их победил. Вся его жизнь подчинена суровой практике, дисциплине и аскетизму. Чаще всего это отшельник, это монах, который живет вне мира, и жизнь его содержит только одно устремление - духовную практику. В Джапападе о таком человеке сказано так: «Никто не может быть выше того, кто знает суть, кто не может быть обманут, кто отказался от желаний, отрекся от мира и живет не затрагиваемый потоком времени.»
Другое понимание цели духовного развития в Махаяне.
Здесь идеал развития человека Бодхисатва, что означает «душа в свете». Прежде всего, это глубоко сострадающее существо. Сострадание его столь велико, что он не покидает мир, хотя есть полная возможность уйти из этого мира. Он не покидает мир из сострадания. До тех пор, пока не избавит все существа от страдания, он будет рождаться и вновь возвращаться в этот мир. Бодхисатва – это предельный уровень развития в Махаяне и обычно этот человек дает обет не входить в Нирвану, высшие планы духовных миров, до тех пор, пока все чувствующие существа будут просветлены. В Алмазной сутре написано так « Все постижимые формы бытия, всех их должен привести я к Нирване.» В этом случае, человек не уходит от мира. Этот путь тоже предполагает отказ от мира, но не от земного, а от высшего.


Обратно к содержанию