введение наука гармонии жизни эзотерика востока и запада история мировых религий статьи и публикации
 





Эзотерический анализ мировых религий

Обратно к содержанию


Б Е С Е Д А    П Я Т Н А Д Ц А Т А Я


Из Евангельских текстов ясно, что Иисус прекрасно был знаком с текстом Ветхого завета и хорошо знал тексты всех пророков. Это подчеркивается неоднократно и об этом пишут все Евангелисты. Тем не менее, по биографии мы знаем, что он родился в очень бедной семье, отец его был плотником. Человек, родившийся в такой семье, не мог получить глубокого образования. Знание Ветхого завета и писаний пророков – это прерогатива сословия левитов т.е. сословия священничества. Тем не менее, в Евангелиях неоднократно утверждается, что Иисус - образованный человек и что он знает тексты прекрасно. Из его споров с фарисеями и из его пророческих высказываний ясно, что он знаком с этими текстами. Можно сделать вывод только один - он получил образование. Он знал историю своего народа, и все пророческие высказывания. Это образование он мог получить только в одном месте, не будучи левитом и не принадлежа к сословию священников. Он получил его в посвятительной школе. Когда я рассказывала о Ветхом Завете, я говорила, что за 700 лет до прихода Иисуса, на территории Иудеи возникли посвятительные школы. Как все центры, имеющие особые задачи эволюционного развития, возникли они не самостоятельно, а под управлением Иерархии. Миссия этих школ была воспитывать пророков. Задача была сохранить традицию, веру в единого высшего бога и сохранить целостность этого сформированного Моисеем народа. Ко времени прихода в мир Иисуса, школы за 700 лет трансформировались. Живший в то время историк Иосиф Флавий утверждал, что были две посвятительные школы. Одна была на территории Египта, а другая на территории Иудеи. Их называли школы терапевтов. Это были духовные общины с несколькими ступенями посвящения. Именно там Иисус получил знания и методы врачевания, о которых писали все Евангелия, придавая им статус чудес. Кроме практических методов целительства, школы владели в какой-то степени посвятительными знаниями Египта. Трудно сейчас судить насколько эти знания были глубоки, основательны или поверхностны, но, тем не менее, посвятительные школы Иудеи сохраняли египетские традиции. Какие знания египетские и какие буддийские передал Иисус в своем учении я расскажу в следующих беседах.

Но, почему семья решила, что он сошел с ума?

Что такого мог он сказать им, за что его побили и изгнали, приняв за сумасшедшего. С горечью он тогда сказал: « Нет пророка в своем отечестве.» И еще: « Кто близок мне? Близок тот, кто близок мне по духу.»

О чем еще он говорил, что так возмущало многих ? Что же такого странного, не привычного, ужасающего говорил Иисус, что выглядело безумным, по мнению многих иудеев? Прежде всего, он выступил против священного для иудеев дня субботы. Он предложил своим ученикам собрать колосья пшеницы в субботу, а на их возмущение ответил: « Не человек для субботы, а суббота для человека». Он отрицал основные установки Ветхого Завета. И что еще странное для иудеев было в его поведении? Набор учеников, набор последователей, которые оставляли прежнюю жизнь и следовали за ним. Это принято в Индии, там учитель имеет учеников, которые живут с ним и следуют за ним. Это принято в буддизме. Но, это не принято в Иудее. Там не было этого до Иисуса. Пророк жил в каком-нибудь городе и пророчествовал в синагоге или на торговой площади. Его кто хотел, слушал, кто не хотел, не слушал. Это не было принято в Иудее.

Что означают его слова, описанные в Евангелии от Луки: «Если кто приходит ко мне и не откажется от матери и отца, и жены и детей, и от братьев и сестер, а притом и от самой жизни, тот не может быть моим учеником». Откуда это в Иудее? Это требование буддийского монашества. Отказ от прежней жизни - это обет монашества, принятый в буддизме. Монахи следуют за своим учителем и ведут бродячий образ жизни.

Странные вещи говорил он для этих людей. Многие, читающие Евангелие, тоже не понимают, почему он так говорит: «Птицы небесные не беспокоятся о пище. Будет день и будет пища.» Это характерная тенденция жизни индийских и буддистких монахов. Они знают, что в Индии принято монаха кормить, принято давать ему подношения. Для Индии это очень правильная установка. Когда у человека есть стремление прожить эту жизнь предельно нравственно, не отвлекаясь ни на что другое, он дает внутренний обет нищенства. Ему надо помогать, его надо кормить. В Индии это хорошо понимают.

Иисус говорил в среде совершенно другого народа, где нет такого опыта и таких правил бытия.

Вернемся к истории, изложенной в Евангелиях.

В двух Евангелиях не описывается его детский период. Они начинаются с того, что он появляется в Иудее. Ему 30 лет. Совершенно очевидно, что он пришел в страну после длительного отсутствия. Это ясно из евангельских сообщений. Что же происходило в Иудее в это время?

Римская империя умирала, она агонизировала. Она просуществовала несколько веков после этого времени. Политическое влияние ее было уже совершенно не то. Римская империя постоянно воевала. Ей необходимы были денежные средства, т.к. она несла огромные расходы на военные нужды. Было все то же самое что происходило в России, когда разрушилась советская империя. Была инфляция, голод, эпидемии. В Римской империи в течении нескольких десятилетий свирепствовал страшный голод. Положение бедноты, простого народа было невыносимым.

В этот период времени Иудея была в состоянии политического взрыва. Для этого народа это было время гибели на крестах тысяч людей, невыносимого гнета римских захватчиков, произвола собственных царей и римских прокураторов. Территория государства не была единой. Существовало 4 провинции, которые управлялись каждая своим царем. Влияние греческой культуры было очень сильным. И даже Иудея,являющаяся всегда оплотом догматического иудаизма, не смогла устоять против греческого влияния. На территории Палестины возникло большое количество группировок самого различного толка, между которыми шла борьба. Шла борьба и между населением – еврейским, греческим, прочими народностями, населяющими эту территорию. Сама еврейская общественность была разбита на антогонистические группировки, формирования, секты, враждующие между собой.

К приходу Христа самой крупной группировкой были Садукеи. В эту группу входила богатая часть населения, священичество во главе с первосвященником. Опасаясь за свои привилегии, власть, они вели по отношению к римской власти примиренческую позицию.

Другая крупная религиозная секта – фарисеи. Эти люди фанатично верили в пришествие Мессии, который освободит их от римского гнета и создаст иудейское царство справедливости и благоденствия. Они постились, молились, предсказывали божий суд. Это были фанатичные люди. Время от времени под влиянием различных пророков они срывались в пустынные области или в освещенные религией районы, вызывая по всей стране суматоху, волнения, беспокойство. Римские власти вмешивались мгновенно. Никто не разбирался в сути этого движения. Их наказывали, тысячами распинали, не делая разницы между виноватыми и невиновными. Известный историк Иосиф Флавий пишет, что в один день в Иерусадиме было рапято 2 тысячи человек. Неудивительно, что на территории Иудеи возникли группы мстителей. Их называли зелоты. Они убивали тех евреев, которые сотрудничали с римской властью и представителей римских властей. Зелоты, призывали к немедленному восстанию, саддукеи призывали к послушанию перед римскими войсками, призывали подождать, когда придет обещанный пророками мессия.

Этот народ уже несколько столетий ожидал своего политического вождя. В это время в среде народа было много лжепророков, подстрекателей, воинственных агитаторов. По Евангелию мы знаем, что самым популярным был пророк Иоанн. К нему стекалось много народа со всей Иудеи, он окунал их в Иордан. Он призывал их к очищению, нравственному покаянию. Как и все иудейские пророки, он призывал их быть готовыми к приходу посланца божьего, который станет политическим вождем нации.



Повествование о появлении Иисуса после длительного отсутствия в Иудее, начинается с момента встречи с Иоанном Крестителем. Иоанн необразованный назарей, который проповедует, как и все иудейские пророки, необходимость очищения и покаяния. Большую часть своей сознательной жизни, он прожил в пустыне, питаясь саранчой. Лишь к 28 году он вышел из пустыни и начал свою пророческую деятельность. Его идея следующая – близится приход Мессии, путем омовения в водах Иордана, следует очиститься от грехов. Иоанн отпускал грехи омывшемуся человеку. Обряд омовения водой – обряд очень древний. Этот магический обряд существовал до Иоанна несколько тысяч лет. В Евангелии описывается факт, что появление Иисуса сразу привлекло внимание Иоанна.

Чем мог Иисус обратить внимание к себе в толпе обычных людей. По Евангелию мы знаем, что он ничем внешне от остальных иудеев не отличался. Я напомню, что для того чтоб Иуда мог указать на Иисуса, отделить его от остальных, ему надо было подойти к нему и его поцеловать. Ясно из этого, что внешне он мало чем отличался от всех остальных иудеев. К Иоанну приходили толпами иудеев. Он мог привлечь внимание непривычной одеждой, непривычным внешним видом. Значит, он был одет не так, как одевались в то время иудеи, греки и римляне.

Трудно сказать, был ли диалог, описанный в Евангелии. Вероятно это тоже мифология. И еще один вопрос? Зачем образованному ессею посещать примитивного, дикого пророка, который ничего нового не мог сказать ему? Только по одной причине - он мог пойти в пустыню, чтоб послушать Иоанна, так как он давно не был в Иудее.

Итак, очевидно, он давно не был в этой стране. Он пришел издалека и как любой образованный человек, вначале он решил ознакомиться с условиями жизни, с социальным климатом, с политическим обстоятельствами. Ему надо окунуться в саму гущу жизни, послушать разговоры. Естественно, он пришел к тому месту, куда стекались многие иудеи со всех концов страны, к пророку, о котором очень много говорили среди народа.

Ожидание посланца бога возникла за 400 лет до этих событий. Мессия в понимании иудеев, конечно, не имел тот смысл, который возник гораздо позже, через 500 лет. В понимании этого народа – это их политический вождь, посланец бога для них, для того чтоб организовать освобождение иудеев от гнета римлян и организовать царство справедливости, благоденствия подобно тому, которое было во времена Давида или Соломона. Это должен был быть политический руководитель, задача которого организовать борьбу иудеев с римлянами. Единственно этого они ожидали от мессии. Это должен был быть спаситель только социальный, человек из их среды, которому их бог даст возможность организовать победу над римлянами. Все пророки утверждали, что он будет потомком Давида. Поэтому он должен организовать такое государство, как это было при Давиде.

В очень маленьком государстве, среди очень маленького народа было много группировок готовых к восстанию. Был только один недостаток - не было вождя. Ожидался только сигнал, ожидался только призыв. Этот народ фанатично, веривший в своего бога, уже несколько столетий ожидал посланца бога, которого предрекал буквально каждый пророк. Именем этого посланца каждый пророк требовал нравственного очищения от народа. Очищаться и каяться надо для того, чтоб заслужить этого посланца.

В трех Евангелиях говорится о том, что сразу после возвращения и после общения с пророком Иоанном, Иисус удалился в пустыню, где провел 40 дней. Почему сразу после возвращения в Иудею, почему сразу после того, как он познакомился с настроением этого народа, он ушел в одиночество для размышлений? Очевидно, какие-то внутренние побуждения, сомнения, тревоги заставили его уйти в одиночество. Сомнений действительно много. В зависимости от того, как закончится этот тревожный период, от того к какому решению он придет, полностью зависит, будет или нет коренной передом в истории человечества, возникнет или нет основа новой цивилизации, нового духовного импульса, нового духовного течения, объединившего миллионы людей на земле.

Евангелие повествует о сорокадневном посте и о том, что он удалился в пустыню, где его искушал сатана. Автор этого Евангелия попытался показать тот внутренний кризис, те сомнения, колебания, не решительность, размышления Иисуса, прежде чем он примет очень серьезное решение. Что вызывало его сомнения? Как это описывается в Евангелиях? Он понял, что иудеи ждут мессию и только его. Слушать они будут только мессию и никого другого. Но, от мессии они потребуют избавления от римского гнета, решения социальных проблем, образование иудейского государств. Он же пришел передать знания. Он пришел передать то, что, по его мнению, крайне необходимо для жизни. Он не пришел менять социальную жизнь. Он убежден, что царствие божье, то о чем он знает, существует только внутри человека. Это тоже установки буддизма. Что в условиях той жизни нет и не может, быть никакой справедливости, счастья, то что они потребуют от мессии. Это есть только внутри. Он пришел передать им те знания, с которыми он познакомился в Индии, то о чем говорил Будда. Знания о высшем мире, который доступен человеку. Он так и говорил: « В царстве божьем место есть каждому». С помощью этого знания, он хотел пробудить в них добро, милосердие и гуманность.

40 дней размышлял он, значит, слишком тяжелы, слишком большие сомнения у него. Он пришел для того чтоб передать этому народу некое новое Учение.

Он должен был понять, как этому народу передать знания, с чем он может прийти к нему, с каким учением. Ему нужно было осознать свой дальнейший путь.

В предыдущих беседах я рассказывала о том, что Реформаторы бывают социального характера и духовного. Каждый Реформатор приносил новое знание адекватное времени, культуре, уровню развития масс. Иисус, так же как и все Реформаторы, принес новое знание. Но, окунувшись в социальную атмосферу, он начал понимать, что для того, чтоб передать этому народу знание, он не может говорить, как очередной иудейской пророк. Они его не услышат. Известный историк, живший в то время, писал, что страна была наводнена пророками и лжепророками, политическими деятелями. Это не тот уровень и не тот авторитет, с позиции которого его могли услышать и принять. То учение, которое он принес этому народу, было совершенно новым и не привычным для него. Кроме того, народ был на низком уровне развития. Он не так давно вышел из племенного устройства. И, кроме того, сознание народа было полностью ограничено религиозными требованиями священничества. Он понимал, что если только он выступит от имени бога, тогда он станет для них высшим авторитетом. Но, в этом случае, он вынужден будет подключиться к политической борьбе. Будучи человеком посвященным и не в одну традицию, он понимал, что насилие родит только насилие. Человек, который очень давно покинул эту страну и очень много познал за время разлуки, не мог полностью отвечать национальным надеждам своего народа. Вот почему в самом начале своей деятельности он постоянно пытается избежать утверждений, что он мессия, которого они ждут. Но, тем не менее, он понимал, что для успеха своей миссии ему необходимо и без этого не обойтись, признать себя мессией. Именем национального бога будет утверждать он совершенно необычные знания, будет предъявлять этому народу совершенно необычные требования. Необычные, потому что время крайне жестокое. Время насилия, убийств, а он будет требовать от них любви, милосердия, прощения. Совершенно необычные требования предъявит он им от имени их национального бога. Совершенно неразрешимая ситуация. Он должен стать высшим авторитетом и объявить себя мессией. Но в то же время не стать их политическим вождем. Одновременно быть мессией и не быть. Конечно, очень не просто выйти из этой ситуации. Одновременно сказать о том, что он ожидаемый уже многими веками спаситель, ожидаемый как национальный вождь, избавитель от страданий и в то же время обмануть национальные чаяния народа. Представьте себя в его ситуации. Представьте, 4 века ждут, только на него надеяться, ему посвящают своих детей, с его именем ложатся и встают. Ему надо объявить себя этим спасителем и тут же предать их национальные чаяния. А другого выхода нет. Это смысл его длительных сомнений. Он понимал еще вот что, маленький и всегда готовый к борьбе этот народ, не сможет противостоять огромной Римской империи, значит, неизбежна смерть большей части народа. Значит, бессмысленно его учение. Бессмысленна его миссия. Он не может подтолкнуть их к борьбе, не имеет права. Есть еще одни сомнения. Человек, посвященный в египетскую традицию, обычно давал обет молчания. Он не имел права приоткрывать те знания, которые были достояние очень закрытых посвятительных школ. За это нарушение грозила смерть для посвященного. Он не имел права приоткрывать их даже для небольшого числа людей. А он собирался открыть их массам. Это огромнейшее преступление с точки зрения посвященных. Никогда знания до Иисуса не приоткрывались массам. Массам народа, который был совершенно не подготовлен. Дать это в форме доступной для восприятия масс. А знания были переданы. В очень небольшой степени, но они сохранились в догме христианства. В догме сохранилось египетское знание, о том, что после смерти душа человека направляется в ад или рай. Что посмертная судьба полностью зависит от поведения человека здесь на земле. Это было разрушением всех посвятительных традиций. Даже малой части не имел права открывать посвященный.





Обратно к содержанию