введение наука гармонии жизни эзотерика востока и запада история мировых религий статьи и публикации
 





Эзотерический анализ мировых религий

Обратно к содержанию


Б Е С Е Д А    Д В А Д Ц А Т Ь    П Е Р В А Я.


Рассмотрим историю возникновения той много миллионной структуры, которая называется «христианство» со всеми его направлениями, отличиями, течениями.

Надо выяснить историю возникновения огромного идеологического планетарного течения, которое объединило миллионы людей на земле.

Христианство – это очень широкое и очень неопределенное понятие. Это католицим, православие и протестанство. Три официальные христианские церкви, независимые, самостоятельно развившиеся от одного корня. Убивавшие друг друга, преследовавшие друг друга, сейчас игнорирующие друг друга. Кроме этого, множество сект самого разного направления по всему миру. Учение Иисуса, которое он дал для масс, формируется очень кратко. «Царствие божье внутри вас есть. Если вы разовьете в сердце закон этого царства – любовь ко всему живому, вы после смерти будете существовать в нем.» Почему же такая простая проповедь, обращение к каждой личности с очень конкретными установками и требованиями, переродилось в нечто совершенно противоположное.

Рассмотрим эволюцию возникновения и развития христианской церкви.

После исчезновения Иисуса прошло 3 года. За это время возникли первые христианские общины. Руководителями первых христианских общин были его двоюродные братья. Самая крупная община возникла в Иерусалиме. Возглавлял ее двоюродный брат Иисуса, потом ставший святым Иаковым. Это были жители Иудеи. Они отличались от прочих иудеев тем, что были убеждены что Иисус и есть тот мессия, которого предрекали пророки со времен Вавилона. Прочих иудеев они обвиняли в том, что они не признали Спасителя. Еще несколько десятилетий первые христианские общины не отрывались от иудаизма. Ортодоксальные иудеи, фарисеи и церковники начали рьяно преследовать сторонников новых идей в иудаизме, активно выступать против них. Их стали изгонять из синагог и поселений. Они вынуждены были уходить. Многие из них поселялись в пустынных местах и в пещерах. Так возникли первые христанские общины в которых была коммунистическая форма жизни. Общее имущество, общие способы жизни, общие идеи, которые все разделяли. Преследование этих людей в Иудее было очень сильным. Один из рьяных преследователей молодой и активный фарисей Савл однажды услышал голос: «Савл Савл, почто ты гонишь меня? » Он увидел очень яркий свет,после этого он абсолютно поверил в мессианскую роль Иисуса. Обращение этого человека, стало огромным историческим фактом в развитии христианства. Он с такой же активностью, с какой преследовал сторонников нового учения, стал распространять новое учение. Этот человек известен в истории под именем апостола Павла. Он стал организатором нового религиозного течения. Именно он отец возникшей христианской религии. Именно он способствовал выходу нового учения на мировую арену. Не Иисус создавал новую религию. Основателем и учредителем нового религиозного течение был апостол Павел. Через много веков философ Ницше сказал следующую фразу: «Злейшим врагом Иисуса был апостол Павел.» Потому что новое учение, рождению которого он способствовал, ничего общего не имело с учением Иисуса. В его посланиях есть эзотерические истины. Очевидно, что в какой-то мере он познакомился с учением Иисуса в одной из общин, которые существовали тогда в Иудее. Именно он основал не только новую религию, но и дал ей нового бога. До него во всех возникших христанских общинах Иисуса богом не считали. Его считали мессией. Павел дал эту идею. Без этой идеи религия не могла бы покинуть Иудею. Он дал нового бога, дал новую мораль и он родил новое мировое течение.

Вряд ли история человечества знает более высокие состояния духа, чем те состояния единства, брат ства, взаимопомощи, выручки, любви друг к другу, которые существовали первые десятилетия в ранних христианских общинах. Такой взлет духовности история повторила только недавно. Это было в годы первые советской власти. Когда массово жертвовали свои жизни для общего интереса, когда интересы всех были выше личного интереса. Это возникло под влиянием новой идеи - построения общества равенства, братства, единства.

Общий настрой в общинах, это ощущение присутствия личности Иисуса. Это ощущение радости и надежды. Настолько сильно чувствовалось личное влияние Иисуса, что практически каждый общинник мог повторить слова апостола Павла: « Живу не я, а Христос во мне». Они строили свою жизнь в соответствии с его учением о любви, прощении, милосердии, помощи. Они подражали его поведению. В первые десятилетия после его исчезновения возникли несколько иудейских сектанстких общин. Вначале они были только в Иудее. Это были секты среди приверженцев иудаизма. Они считали себя более истинными иудеями, так как распознали, приняли посланца бога в отличие от тех, кто его не принял и отрицал его как мессию. Они не считали себя отделившимися от иудаизма.

Но отличало их напряженное ожидание кары божьей. Божьего суда над всем иудейским народом. Суда за то, что не признали, казнили, отвергли. Суд по мнению этих общинников должен осуществить казненный, не принятый народом, Мессия. Они ожидали суда ежедневно. Иисус должен был вернуться для того, чтоб совершить окончательный суд над всеми иудеями и установить царствие божье на земле. В этом напряженном ожидании они существовали несколько десятилетий. Эти идеи наиболее полно выражены в апокалипсисе. Автор самого раннего христианского источника писал, конечно, не для современных людей. Ничего не собирался предрекать о будущем. Апокалипсис наполнен ненавистью к римлянам, гневом, угрожающими предсказаниями, суда над всеми теми, кто не принял Мессию. Автор явно принадлежал к одной из сект ранних христан, он выражал ожидание страшного события, мести бога людям, не прнявшим его посланца. В этот период времени общины существовали совершенно разрозненно. Они совершенно не были связаны друг с другом.

Организатор новой религии апостол Павел проводил интенсивную деятельность. Он разъезжал по всей территории Иудеи, Римской империи, Египта, он писал письма, устанавливал единые правила жизни в общинах. Этот маленький, очень некрасивый, но очень активный и умный еврей объездил всю Римскую иперию, и своей личной энергией способствовал тому, что общины стали узнавать о существовании друг другаю. В конце своей деятельности он был распят и по его просьбе распят вниз головой. Каждая обшина толковала образ Иисус и его учение по своему. Ни о какой организованной структуре и речи пока быть не могло. Сектами руководили харизматические личности, часто экзальтированные. Первое христианство - это иудейские секты, которые объединяли иудейскую бедноту, рабов, ремесленников, самые низы социального общества. Они объединялись в ожидании последнего суда бога, отмщения бога и для учреждения нового справедливого порядка, где, как говорил Иисус, последние станут первыми. В их представлении, когда Иисус совершит суд, организует справедливое общество, они, верные его последователи, станут в нем первыми.

В этот период иудейский народ восстал против Римской империи. Началась Иудейская война. Ничем другим она, конечно, не могла окончиться, кроме полного поражения Иудеи. Государство было уничтожено. Большое число людей было распято. Уцелевшие вынуждены были бежать. Был разрушен храм до основания. Христианские секты в этой борьбе не участвовали. Они с нетерпением ожидали звук трубы архангелов о начале божьего суда. На этом этапе развития христианство не могло привлечь к себе многих сторонников. Иудеи, те кто не входили в секты, ненавидели их за предательство, за неучастие в борьбе с Римом. Для Рима они тоже были врагами, как и все иудеи. Для римлян была дика их вера в человека, погибшего позорной смертью, которого они обожествляли. Они рассматривали их веру как дикое суеверие, слово христианин было насмешливым прозвищем. Это было уничижительное название. Римлян отталкивали идеи аскетизма и необходимость отказаться от этого мира.

Но шло время, проходили десятилетия, а ожидаемого божьего суда все не было. Иисус не возвращался. Вторая половина второго века характеризовалась установившейся стабильностью в Римской империи. Постепенно исчезали надежды на скорое изменение их жизни. Тогда возникла потребность приспособиться к реальной жизни. Тогда в Евангелиях, которые писались в этот период времени, возникли фразы, которые приписываются Иисусу: « Богу богово, а кесарю кесарево». Нужно было выживать и нужно было найти свое место в социальном мире.

Что осталось от этого периода и что стало центральной идеей всех ответвлений христианства – учение о неизбежном конце света. Конечно в учении Иисуса этого нет и быть не могло. Иисус учил о суде над каждой человеческой душой после ее смерти. Возникла идея О неизбежном суде над всем человечеством. Но со времене событие это перестало быть напряженно ожидаемым. Конец света в любом христанском направлении рассматривается как неизбежная перспектива, но ее осуществление отодвигается на неопределенное время.

В связи с тем, что конец света отодвинулся, жесткие требования Иисуса контролировать свое ежедневное поведение перестали быть актуальными. Умерла и эта установка. Позже возникла в церкви подмена. Возникло утверждение о том, что все люди, принадлежашие христианству и, следовательно, посещающие церковь, верующие в Иисуса, спасутся, так как они верят что Иисус сын бога. Как видите, уже не нужна ни доброта, ни милосердие, ни нравственные поступки, достаточно верить, что Иисус есть спаситель и сын бога. Эта идея существует до сих пор. Идея Иисуса о необходимости ежедневного контроля за своим поведением, о необходимости нравственного поведения, исчезла из идеологии христианства уже в первые века.

Установка о том, что спасутся только те кто верит в Иисуса сыграла свою значимую роль в развитии христианства. Именно благодаря этой установке христианство победило. Для дикого, невежествоенного человека это очень легкий путь.

Если не следует ожидать в ближайшем будущем изменения земных порядков, установления царства божьего для всего человечества, то можно утешиться тем, что человек получит воздаяние за преданность, за веру в Иисуса и это воздаяние будет получено в потустороннем мире. Зта центральная установка в христианстве существует ло сих пор. Постепенно проходили столетия 1 и второе, стал меняться социальный строй общин. Если до середины второго века в общины входили преимущественно иудейская беднота, отверженные рабы, нищие, то уже начиная со второй половины второго века в общины стали вступать средние и даже высшие слои общества. Они приносили большее количество имущества, стали приходить люди грамотные. Они быстро заняли руководящие места в общинах. Именно они стали брать на себя функцию толькователей изречений Иисуса. Пока нет никаких установленных канонов. Пока еще нет самой церкви, нет Символа Веры, нет утвержденных ритуалов. Пока есть отдельные толкователи его высказываний. Постепенно возникли профессиональные идеологи. Толкователей было множество. В каждой общине был свой толкователь. Отличались они только степенью невежества относительно посвятительных знаний и совершенным непониманием того, о чем говорил Иисус. Это были люди непосвященные, они не имели тех базовых знаний, которые вкладывал Иисус в свое учение.

Постепенно исчезло требование сделать выбор между Богом и Мамоной. Исчезло то, что роднит его учение с учением Будды, неприятие этого мира. Чем далее укреплялись, объединялись христианские секты, тем более в них стали занимать руководящие должности образованные, богатые. Но еще один век приблизительно до середины третьего века, в христианской формирующейся идеологии сохраняется идея, что состояние бедности это состояние блаженное. Что богатство нуждается в оправдании. Возникла другая очень удобная идея, что расплата за богатство произойдет обязательно, но произойдет на том свете. На этом свете любой человек и богатый в том числе, может доказать свою приверженность вере путем пожертвований церкви. Эта идея получила очень широкую практику в христианстве. Ничего общего с учением Иисуса это не имеет. Очень многие люди, нажившие богатство часто преступным путем, получали отпущение грехов, отдавая церкви часть своих богатств.

Приблизительно с 3 века осуждение богатства и восхваление бедности принимает все более условный характер. К серелине третьего века происходит еще одна подмена. Появляется учение о духовной бедности, как о желанном свойстве человека. Попытки человека самостоятельно оценивать жизнь, признавались влиянием сатаны, проявлениями гордыни. Разум, как дар сатаны, противопоставлялся слепой вере, рабским послушанием. Иисус не мог прославлять духовную скудость. Эта подмена имела очень пагубные следствия для развития европейской культуры. Эта установка задержала развитие интеллекта еврпопейского населения на тысячу лет.

Уже давно была забыта идея Иисуса о нищенстве ради духовного взлета. Уже давно забыт добровольный отказ от этого мира, но идея прославления духовной скудости характерна для всех направлений христианства. В течение 2 тысячелетий всегда осуждалась потребность человека в развитии разума. Христианство – это установка на невежество, на духовную примитивность, на простоту. Разум по христианству дан человеку от сатаны. Нужна слепая вера, а знания самый страшный враг христианства. В православии это наиболее сильно проявлено, здесь юродивые были почитаемы тысячу лет.





Обратно к содержанию