введение наука гармонии жизни эзотерика востока и запада история мировых религий статьи и публикации
 





Эзотерический анализ мировых религий

Обратно к содержанию


Б Е С Е Д А    Д В А Д Ц А Т Ь    П Я Т А Я .


П Р А В О С Л А В И Е.

Тысячу лет тому назад на территории, которая сейчас называется Украина и южная часть России, жили разрозненные племена,которые имели самые разные названия. Племена назывались Кривичи, Вятичи, Древичи и др. Племена, как и все человеческие общества начального развития, воевали, враждовали, грабили друг друга. Каждое племя управлялось князьями и, как все подобные общества, поклонялось стихийным богам. У каждого племени было множество богов. Боги символизировали силы природы. Как у всех народов на планете, отношения с этими богами очень упрощенные. Богам жертвы, от богов помощь в бытовых проблемах.

Один из князей, князь Владимир одержал победу над братьями, убил 4-х своих братьев и присоединил к себе их территории и племена, жившие на этих территориях. Таким образом, он стал управлять довольно большой территорией и несколькими племенами. Центром этой территории стал г. Киев. То, что князь Владимир, убив своих братьев, захватил их племена, совсем не означало, что возникла государственность, что племена превратились в единый народ. Пока еще нет государства. Пока есть несколько племен, объединенных одним княжеским правлением. Пока нет ни государства, ни народа. Каждое племя по прежнему поклонялось своим богам. Самый почитаемый бог Перун - покровитель водной стихии, есть почитаемые боги Хорст, Даждьбог, Ярило, символизирующий бога Солнца. Тогда, когда каждое племя поклоняется своим богам и не испытывает никакой потребности в единении с рядом живущими, но наоборот, испытывает враждебные чувства, естественно невозможно объединить их в одно сообщество людей.в нацию. Племена чувствуют родство и объединяются при одном условии, если возникает принятое единое божество, единый общий для племен культ. Тогда возникает чувство родства. Постепенно, через несколько столетий, из разрозненных племен возникает новое сообщество, которое называется народ.

Для того, чтоб объединить племена в государство с единой централизованной властью, необходим был единый культ, вера в одного бога.

Владимир высказал пожелание принять какую - нибудь веру, существующую несколько тысяч лет. Христианство к тому времени существовало свыше 500 лет.

Уже прошло свыше тысячи лет со времени тех, событий, которые описываются в Евангелиях. Были и другие устоявшиеся религии. По летописям известно, что к Владимиру приходили представители иудаизма и миссионеры буддизма. Но, на территории юга, Крыма были поселения греков, относящиеся к Византийской империи. С этими поселениями племена вели торговые и другие связи. Поэтому князь Владимир решил, что политически правильнее будет принять христианскую религию.

Он решил присоединиться к Константинопольскому патриархату, принять православие. Принятие новой религии произошло довольно быстро. Князь женился на дочери Византийского императора Ольге. Она стала княгиней после его смерти и вспоследствии стала первой православной святой. Довольно быстро формально произошел акт крещения в новую веру. Прибыло несколько священников из Византии с иконами и мощами какого-то святого. Князь Владимир распорядился сжечь изображения наиболее почитаемого бога Перуна. Было приказано населению Киева выйти на берег Днепра. Пришло несколько сот человек, их окунули в Днепр. Таким образом факт крещения Руси был совершен.



Но в реальности, не так просто внедрить в сознание племенного человека веру в иного непривычного бога. Внедрение новой религиозной веры, новых понятий и новых идей, конечно происходило не просто и не столь быстро. Принятие новой веры на Руси протекало несколько столетий. Перед Владимиром стояла очень непростая задача: распространить новый культ, новых богов на территории, на которой жили совершенно дикие племенные народности.

Естественно, новая вера насаждалась и насаждалась насильственно. Заставляли уничтожать статуи привычных божеств, места, где приносили жертвы. Заставляли совершать жертвоприношения и богослужения новым богам. Как написано в Повести племенных лет, это самое ранее документальное свидетельство времен той истории, написано, что крещение в христианскую веру насаждалось насильственно. Там описано крещение Новгорода так: «Путята крестил их мечом, а Добрыня крестил огнем.» Сопротивление новому культу было в течение 3-4 столетий. Особенно активно сопротивлялись новым божествам на севере и в сельской местности. Так, известно из летописи, что через несколько десятилетий в 1024г. были волнения в Суздале, а в 1071г. волнения против нового культа, новой веры были в г. Новгороде. Христианство вместе с новыми идеями, новыми богами принесло и новые взгляды на мир естественный и на мир сверхестественный.

Возникло новой жречество. Жречество языческое, которое называлось – волхвы, истреблялось в течение нескольких столетий. Волхование стало считаться страшным грехом и истреблялось нещадно. Христианство на Руси не было принято в той мере, как оно было принято в Болгарии, Румынии, Грузии, Армении. Полностью христианство не смогло внедриться в славянское сознание. Православие в Болгарии, Румынии, Армении, Грузии - это другое православие. Там православие другого характера, другие культовые обряды, иначе выглядят священно служители и вообще православие, принятое в этих государствах имеет более византийскую форму, чем русское православие. Другими словами, православная религия там имеет совершенно другое наполнение, другие празднования, другие обряды. Христианство среди славянских племен Руси не смогло абсолютно внедриться в славянское сознание.

То, что мы сейчас называем « русским православием» - это по сути дела отход от православной веры, от канонической Византийской, то что принято в других государствах. Потому что русское православие – это уникальная форма христианства, так как в нем сильно присутствие язычества. Ничего подобного русскому православию нет. Не удалось вытеснить языческие культы, языческие верования и обряды. Произошло иное. Произошло слияние христианства с язычеством. Русское православие вынуждено было впитать, вместить, смириться с тем, что в его содержании процентов 80 осталось от язычества в обрядах и в верованиях. 20% христианских идей, которые отличаются и от католицизма и от прочего православия. Тот, кто изучал или более заинтересовано знакомился с тем, что же такое русское православие, не мог не заметить, что в этой форме религиозного верования, прежде всего множество святых.

Тогда, когда создавалась культовая структура, святыми были признаны боги языческого пантеона. Полностью язычесие боги перешли в новое верование и им стали поклоняться, как и ранее. Причем, в православии святые – это более первичная форма верований, более ценная, чем принятые в христианстве ценности. Культ икон, изображающих духов святых, является наиболее распространенным. Это конечно влияние язычества, примитивного начального религиозного сознания. Кроме того, наполнением этой веры является христианский календарь, по сути – это тоже чисто языческие наблюдения за стихийными, природными явлениями. Когда формировалась сама религия, когда она наполнялась обрядами и культами, христианство вынуждено было и это принять. Для того, чтоб придать некий христианский оттенок, присоединила искусственно сюда имена различных святых. Христианский календарь связан с природными циклами, но чисто искусственно привязан к именам святых духов. Такие праздники, как яблочный спас, тройца, покров - это чисто языческие праздники.

Чисто христианские идеи - слепое смирение, послушание перед волей бога в русском православном сознании нет. Ощущения абсолютного рабства перед божеством, в сознании народов, исповедующих русское православие гораздо меньше, чем в сознании народов, исповедующих католицизм или в других православных формах. Отсутствует абсолютная вера в то, что все вершится по воле бога. Сознание католика и человека русского православного – это разные сознания. Там христианство проникло и утвердилось в сознании масс гораздо больше и сильнее.

Только в России могла возникнуть поговорка –« На бога надейся, а сам не плошай.» Христианство в России было принято только как народный обычай. Обычай печь куличи и напиваться в праздник пасхи. Обычай крестить детей в церкви и отпевать после смерти. Церковь никогда не имела сильное влияние, особенно на сельское население. В каждой деревне наряду с церковь был народный целитель, колдун. Ведовство в России искоренить так и не удалось. К колдуну обращаются гораздо чаще, чем к священнику. К колданам отношение пожалуй более уважительное, чем к священику. Все бытовые проблемы решают со знахарем, гадалкой, колдуном. Это те люди, которые используют чисто языческие знания о целительных свойствах растений, используют древнюю языческую магию. По сути дела, это те же волхвы. Это всегда было на Руси, это всегда есть и это еще не скоро искоренится. Русское православие – это язычество, приобретшее христианский оттенок. Что еще более способствовало такой ассимиляции, это языческие представления о злых духах, вредящих человеку. Это хорошо сочетались с христианскими представлениями о бесах, управляемых Сатаной.

Это наиболее сильно присутствует в сознании православном - боязнь, опасение злых духов, которые чудятся вокруг. Это древнейшее, примитивное религиозное сознание, которое очень хорошо соединяется с христианскими представлениями о множестве бесов, вредящих человеку.

Несколько столетий народ одновременно посещал церковь, но дома имел статуэтки языческих богов. Ставили свечи в православной церкви и приносили жертвы привычным стихийным богам. Православная церковь окончательно приобрела структуру при князе Ярославе Мудром. Он правил с 1015 по 1054г. Через 50 лет после формального акта крещения Руси, из Константинополького патриархата был прислан митрополит. В Киеве была создана Киевская митрополия, подчиняющаяся Византии. Она очень быстро стала богатейшей структурой. Ей принадлежали огромные земельные угодья, множество крепостных. Несколько десятилетий политическая жизнь России управлялась из Византии. Митрополия вмешивалась в дела князей. В 1047г. князья, желая освободиться от от кураторства, назначили митрополитом русского священника Иллариона. 1047г. можно считать основанием Русской православной церкви.

Х1 век.

Уже 700 лет существует христианство. Уже предали анафеме друг друга Римская католическая и Константинопольская православная патриархии. Уже начались первые крестовые походы. Это происходило в Европе.

А в России к этому времени начали появляться первые монастыри. Это период, когда монастыри были духовными центрами, центрами развивающейся культуры. В монастыри шли люди, которые искали истинные духовные ценности. Со временем, в течение ближайших двух веков монастыри действительно стали подлинными центрами духовной культуры России. Там воспитывались кадры, которые готовились для управления церковью. В Х1 веке возникла Киево- печорская лавра. Можно сказать, что к 11 веку православная русская церковь возникла как структура. Во главе церкви стоял русский митрополит.

В очень короткий срок русская православная церковь превратилась в серьезную хозяйственную и политическую богатейщую структуру. В России с 11 века до начало 20 века была единая монопольная государственная вера. Слияние церкви и государственной власти началось буквально с начала возникновения церкви. С самого начала власть церковная и власть светская самым тесным образом были слиты и поддерживали друг друга.

Это тоже особенность русского православия. Ничего подобного ни в одном государстве христианского мира не было. Источники доходов у церкви были разнообразные. Каждый житель России отдавал 10% своих доходов в пользу церкви т.н. церковная десятина. Церкви жертвовали угодья князья, ей принадлежали целые поселения, села и города. Кроме того, население России обкладывалось штрафами в пользу церкви. Из церковного устава князя Ярослава мудрого :

«Аще кум с кумою блуд творить станут, мттрополиту двенадцать гривен. Аще кто с двумя сестрами блуд творить будет – митрополиту 30 гривен. За кражи штраф – 8 гривен, за избиение – 6 гривен. Безнравственность стала основой наживы церкви.

Вместе с христианством из Византии на Русь пришла идея божественного происхождения царской власти. Обожествление царской власти - это тоже одна из особенностей русского православия. В других формах православия этого нет. Пропаганда этой идеи в течение всей истории русской православной церкви – это основная ее пропаганда. Всю историю русская православная церковь утверждала и утверждает эту идею. Позже, когда стал развиваться культ святых, первыми святыми стали князь Владимир, убивший четырех своих братьев, и его жена Ольга.

Принятие христианства оказало огромное влияние на формирование культуры. Поклонение стихийным божествам не дает возможности человеку более нравственно существовать. Так как нет идеи наказания и вознаграждения, нет идеи добра и зла, греха и праведности. Христианство принесло идею нравственной ответственности личности перед богом. Человек должен заслужить одобрения бога и бояться его гнева и наказания.

Благодаря христианству возникла необходимость распространения грамотности. Христианское богословие должно было изучаться по книгам. Русская церковь пользовалась богослужебной литературой, созданной в Болгарии. Болгария приняла христианство за 120 лет до России. В ХП веке благодаря тому что монастыри стали центрами распространения грамотности, грамотным должно было стать священничество. Возник новый литературный жанр – летописи. Из Болгарии к нам пришла и письменность, ее принесли два монаха. Мы пользуемся алфавитом кириллицей, переданной нам из Болгарии. В церквях и монастырях создавались библиотеки рукописных книг. Таким образом, с одной стороны христианство оказало очень положительное влияние на культуру, в значительной мере более нравственным стал быт населения. Христианство требует единобрачия, нравственных отношений, сексуальных норм. Оно вообще аскетичная религия. Она требует от человека отказа от мирских радостей. Конечно, в этом смысле, разнузданная сексуальность, свойственная племенному существованию, была значительно принижена. Распространение грамотности тоже положительно повлияло на развитие культуры. Но, с другой стороны, христианство оказало самое губительное влияние на чисто народное развитие культуры. Преследовались исполнение былин, сказок, песен, плясок, хороводов. Запрещались народные гулянья. Уничтожались в течение многих веков физически скоморохи. Если в какой-то мере народные жанры еще существуют, не исчезли полностью, то они сохранились вопреки жесточайшему церковному преследованию.





Обратно к содержанию