введение наука гармонии жизни эзотерика востока и запада история мировых религий статьи и публикации
 





Эзотерический анализ мировых религий

Обратно к содержанию


Б Е С Е Д А    Д В А Д Ц А Т Ь    Ш Е С Т А Я


XIV век.

1324г. Центр духовной жизни устанавливается в Москве. До этого митрополия находилась в Суздале. Примерно с этого времени начиалась активная борьба между церковной и светской властью за влияние, за приоритет. Эта борьба неоднократно возобновлялась в течение всей истории церки. Окончательно церковь была побеждена только при Петре 1.

Пока еще Россия разделена на множество княжеств. Пока еще князья борются друг с другом, убивают, захватывают территории. Особенно борьба между князьями ожесточилась в период татарского ига. Князья заключали договор с татарами, сдавали им целые города и поселения. В этот период времени церковь тоже вынуждена была обращаться к татарским ставленникам, ища защиты в своей борьбе с князьми. Тогда, когда татарское иго было сброщено, церковь в своей борьбе вынуждена была обратиться к византийской патриархии. Вновь из Византии был направлен митрополит и вновь Византия активно вмешивалась в борьбу церкви с князьями и в отношения между самими князьями. Не удивительно, что к 15 веку князья стали добиваться отделения Московской митрополии от Византии.



ХУ век.

1442г. назначен русский митрополит Иона. С ХУ века русская православная церковь окончательно отделилась от Константинопольской патриархии. С ХУ века она объявила себя Третьим Римом, т.е центром защиты православия.

Московская митрополия была очень богатой. Образ жини высшая церковная иерархия вела роскошный. В церкви пьянство священников было обычным явлением. К ХУ веку состав монастырей тоже резко изменился. Среди монахов и монахинь довольно большое число штрафных. Это люди из высших сословий, часто из царских семей, те, кого в монастыри ссылали насильственно.

К тому же в России не было еще отдельных тюрем. Монастыри были страшным каторжным местом. В одном и том же месте молились милосердному богу и тут же умирали в страшных условиях люди.



К ХУ1 веку монастыри были самыми богатыми землевладельцами. Они занимались торговлей, ремеслами. Жизнь в монастырях отнюдь не отличалась святостью. Вот как описывается жизнь монахов того времени из летописи : « Монахи отличаются безмерным упиванием, блудным объедением и плотским похотением». Это безнравственное поведение и высшего священничества и монашества не могло не вызвать протест среди простого населения.

В 16 веке аналогичные протесты, возмущение против официальной католической церкви возникали повсеместно в Европе. Там возникла военная борьба, уничтожение друг друга, что привело к возникновению новой церки протестантской. Аналогичные процессы были и в России.

Возмущение против церкви наростало. Настолько возмущение против церковных служителей было активно, что в 1749г. алкоголик, сифилитик, убийца, человек на совести которого множество замученных людей, который своими руками убивал почти ежедневно несколько человек, русский царь Иван Грозный вынужден был собрать Стоглавый собор. На этом соборе он выступил с резкой критикой священничества, потребовал очищения церки. Решение собора называется « Уложение Стоглавого собора». Там написано следующее : »Попы и церковные служки в церкви всегда пьяные и всякие речи непотребные исходят из их уст. Миряне глядя на них, творят такоже.» Тогда же в этом году и на этом соборе по приказу Иоанна Грозного назначено еще 30 святых. По мнению Иоанна потому мало благости и святости на Руси, потому что мало святых. Этим же указом Иоанн Грозный создал институт протопопов, служителей церкви, которые должны были следить за поведением священничества.

Было вынесено решение: « Чтоб священники не бранились, не сквернословили, пьяными в церковь не входили и не бились до крови.»бные исходят из их уст. емей.

Стоглавый собор установил наблюдение за поведением священников и мирян. Запрещалось играть на музыкальных инструментах, брить бороду, играть в шахматы, читать книги не церковного содержания и общаться с иностранцами, как с еретиками и безбожниками. Отныне на Руси ко всем иначе верующим, иначе говорящим следовало относиться крайне враждебно. Церковь и сейчас насаждает эту идею.



ХУ1 век.

1589г. Московская митрополия стала самостоятельной

московской патриархией.

Церковная власть полностью подчинена власти царской. Это подчинение осуществил царь Федор Иоаннович. Был совершен открытый демарш царя. Он созвал боярскую думу, на которую не пригласили патриарха Московского.

ХУП век.

В правлении его внука Алексей Михайловича в 17 веке произошло значительное событие для религиозной жизни России. Это событие повлияло и на последующие века.

На пост патриарха Русской православной церкви избрался Никон. Его правление продолжалось в течение 15 лет, с 1652 по 1667г. Этот период повлиял на религиозную жизнь России на все последующие столетия. За три года до того, как Никон стал патриархом, царь Алексей Михайлович обнародовал уложение, свод законов. В этом своде были ущемлены права церкви, ограничивались ее землевладения. До этого уложения церковь выступала в роли суда, за что тоже получала прибыль. В этом уложении царь Алексей Михайлович назначил гражданский суд. Само духовенство стало подсудным гражданскому суду. Высшая церковная иерархия ненавидела это уложение и самого царя. Церковь почувствовала опасность. Она лишалась значительной доли прибыли и кроме того, священник становился равным обычному человеку. Сам патриарх был человеком очень богатым, самым богатым после царя. Человек тщеславный, он попытался возвысить церковную власть над царской. Между ним и царем развернулась борьба.

Царь устранил патриарха от участия в государственных делах. Никон, в знак протеста покинул Москву и уехал в Новоиерусалимский монастырь. 1667г. Царь срочно созвал церковный собор, на котором Никона лишили сана патриарха и сослали в один из маленьких отдаленных монастырей. Внешне борьба царя и патриарха закончилась. Но 15 летнее правление Никона не прошло бесследно для России. Никон был человек очень образованный, честолюбивый. Он попытался укрепить власть церкви тем, что укрепить ее иерархическую структуру. Еще во время правления он начал унификацию церковного ритуала, пытался вести общие формы культа, одинаковый текст молитв, одни и те же формы магических обрядов и манипуляций. Большинство священнослужителей на Руси в те времена были совершено безграмотными людьми. Невежественна была большая часть священничества. Они не могли читать и в связи с этим, единая церковная служба не совершалась. Каждый священник вел службу как умел.

Основные новые требования к служению в церкви - крест творить 3-мя пальцами вместо 2-х, крестный ход совершать против Солнца, раньше было по Солнцу. Земной поклон перед иконой заменялся поясным поклоном. Когда по Никоновской реформе в богослужении стали внедрять троеперстное знамение, это было воспринято враждебно. Любое новшество казалось на Руси нарушением основ веры, которая обязательно должна быть древней. Россия раскололась на два лагеря. Многие посчитали себя оскорбенными, так как по их мнению нововедение оскорбляет древние обычаи и древнюю веру. Началось то социальное движение, которое называется «раскольничеством». Уже с 1662г. сторонники старого обряда были преданы анафеме и отлучены от церкви. Началась борьба официальной церкви, которая приняла эти новшества, с противниками новых церковных установок. Многие священники ушли в раскол, потому что не могли читать новые богослужебные книги. Возникло движение старообрядчества. Во главе раскольничества стали два священника протопоп Аввакум и священник Иван Миронов. Преследование строобрядцев в России было повсеместным. Их ссылали, помещали в монастырские тюрьмы, отрезали языки, выкалывали глаза, сажали на кол. Преследование старообрядцев длилось нескошько столетий. На острове Валаам за один день было повешено 80 монахов старообрядцев. Протопоп Аввакум и другие представители старообрядцев были расстрижены и отправлены в Пустозерский острог. Несколько его сторонников подверглись обрезанию ящзыка. По всей стране были преследования старообрядцев. Их пытали, жгли, вешали. Старообрядцы вынуждены быди скрываться. Многие из них ушли в Сибирь. Ревнитель старой веры Аввакум был не менее жесток и не более милосерден, чем его преследователи. В своих посланиях он описывает те расправы, которые он бы учинил, если бы был на свободе. В 1682г. его заживо сожгли в Пустозерске.

1685г. Был издан указ, где раскол был запрещен. Предусматривалась смертная казнь, сожжение за хулу на церковь и за крещение старым обрядом. Лишь при Петре 1 были найдены формы существования и православной церки и старообрядческой. Известно, что царь Петр 1 не был религиозным человеком. Церковь выступала очень активно против всех его планов, очень мешала ему в его нововведениях. Петр понимал, что надо ликвидировать ее экономическую мощь, подчинить государству. Обе эти задачи он выполнил.

ХУШ век.

1721г. Петр устранил власть патриарха. Вновь Патриарх возник в России через 300 лет, уже в советское время. С 1721г. по 1917г. церковь не управлялась патриархом. Во главе церкви Петр назначил коллективное правление, синод. Синод подчинялся светскому чиновнику, который назначался царем, оберпрокурору. Со времен Петра 1 церкви нашлась государственная служба. Она была поставлена на слуюбу полиции. До сих пор она продолжает исправно эту службу исполнять. Сведения, полученные на исповеди, всегда передавались в полицейское управление.

После смерти Петра церковь попыталась восстановить патриаршество, но это ей не удалось. С этого времени церковь – верный служитель царской власти. Постоянно прославяет духовные и человеческие добродетели любого из царей. История русского престола - это история убийств, предательства, подлости, уголовных преступлений. Не было ни единого царя, который не взошел бы на престол, не совершив преступления.

Это касается наиболее ярких царей. Когда был задушен Петр третий и на престол взошла его жена Екатерина вторая, немецкая принцесса, очень плохо говорившая по русски, католического вероисповедания, практически не знакомая с культурой России, в манифесте церковном и в церковных служениях по всей стране это было объявлено как благочестивый поход за веру православную. Екатерина была очень умной женщиной, жесткой, властной. Она сумела абсолютно подчинить церковную власть светской власти. Без всяких церемоний и предупреждений, у церкви отнимались деньги, богатства, земли и даже церковные драгоценности. Со времен Екатерины второй церковь потеряла всякую надежду завоевать власть в России. После Екатерины все высшие иерархи русской церкви превозносили каждого царя, как помазанника божьего, оправдывая любые преступления. Все последующие цари начиная с 18 и по начало 20 века были формальными и фактическими руководителями русской православной церкви. Для русского человека как верить, во что верить последней инстанцией решалось не патриархом и не церковной иерархией. Решалось царем.





В 1833г. вновь выходит свод законов в России. В нем провозглашается главенствующее положение православной церкви по всей территории Российской империи. Вступление в православие поощрялось. Все народы, которые продолжали верить в своих богов, всячески преследовались. Выход из православной церкви считался уголовным прсетуплением. Лишь в 1905 г., как результат первой русской революции, вышло положение, в котором любому жителю России предоставлялось свобода выбора религии, но это была лишь формальность. Господствующее положение православной церкви продолжалось вплоть до революции 1917г. Вплоть до революции церковь была очень богатой, мощной экономической структурой. Она была целиком на службе у государства, подчинялась полиции и оберпрокурору. Это была политико - идеологическое учреждение. Она обладала огромнейшими средствами для поддержания своего влияния. Монастыри владели огромными владениями, храмы владели невероятным количеством золота, драгоценностей, богатейшей утварью, земельными угодьями. В руках церкви находились все школы, все образование России. В высших учебных заведениях обязательным предметом было православное богословие. Вся духовная жизнь России была подчинена церковной цензуре.

Х1Х век.

Официальной идеологий Российской империи стали три идеи – православие, самодержавие, народность. В России усилилась классовая борьба. Развито народничество, действуют маркистские кружки. Государственное устройство уже явно не соответствует новым требованиям жизни. Церковь активизирует свои действия. Она изобретала все новые методы борьбы с инакомыслием. С конца Х1Х века и вплоть до революции она организовывала крестные ходы с призывами истреблять всех, кто не есть православный и кто выступает против самодержавия. Погромы, организованные церковью заканчивались убийствами ни в чем не повинных людей, грабежами. В России усиленно насаждался культ чудотворных икон и вновь царским указом было канонизировано 30 святых. Расцвел культ блаженных, юродивых, странников. Один из них юродивый, странник, Григорий Распутин в течение ряда лет управлял по сути страной.

ХХ век.

Уже 5 ноября 1917г. церковь созвала собор, на котором пыталась вновь утвердить патриаршество на Руси. После огромного перерыва был избран новый патриарх Тихон.

Церковь хорошо существовала под опекой царской власти, будучи официальным политико - идеологическим министерством в России. Рухнули все условия благополучия и спокойного существования. Изменились условия. Церковь перестала быть полнейшим властителем сознания. Она пыталась в новых условиях сохранить свои и имущественные и политические права.

15 ноября 1917г. было решение собора : » Принадлежащее церкви должно быть сохранено и никто ее достояние без проклятия захватить не может».

13 января патриарх Тихон выступил со своим знаменитым посланием к правительству. Он обвинил правительство в беспричинных убийствах, в том, что имущество монастырей и церквей отбирается под предлогом, что это народное достояние. С 18 года церковь открыто вступила на путь организованной борьбы с властью. В ответ 23 января власть ответила следующим указом - церковь отделяется от государства. Все образование отделяется от церкви. Церковь ответила на это призывами к верующим оказывать сопротивление власти. С 18 года церковь финансировала братоубийственную войну в России, создавала организации, провоцировала выступления против новой власти. В белых войсках создавались отряды из священников и монахов. Церковь приняла активное участие в гражданской войне. Церкви было за что бороться. Национализированы все ее земли, национализированы несметные богатства. Церковь лишена колоссального имущества, которым оно владела многие века. Она не смирилась, вела активную борьбу, публиковала выступления, предавала новую власть открыто анафеме, призывала к сопротивлению. Патриах Тихон и высшая иерархия вели самую активную борьбу с властью. Наконец в 1922г. патриарху и еще 5 высшим иерархам было предъявлено обвинение в антисоветской деятельности и они были призваны к суду. Но суд не состоялся, так как все они признали свою вину и были отпущены. Патриарх Тихон продолжал быть патриархом и умер естественной смертью в 1925г. Церковь попала в абсолютную зависимость от МВД и затем КГБ. Она сотрудничала и сейчас сотрудничает с МВД и с КГБ. Нет ни одного патриарха, ни одного иерарха, который не служит в КГБ. Преследовались те священники, которые отказывались сотрудничать с органами.

Зарубежная православная церковь послала Гитлеру свое благословение, заняла профашистскую позицию. Церковь в России жертвовала средства на содержание раненых и на содержание армии.

В 1943г. вновь была восстановлена патриархия в России. Открылась духовная академия. То, как ведет себя церковь сейчас, вы знаете. Она вновь рвется к власти, она вновь желает получить роль духовного наставника нации, она стремится в школы и высшие учебные заведения. Ей нужны новые прихожане. Церковь требует отдать ей все принадлежащие ей когда-то земли, здания, имущество. Изгоняет музеи, захватывает здания, открывает магазины. Россия вновь скатывается к примитивным православным ритуалам и церемониям. Угроза церковной цензуры над всей духовной жизнью страны вновь стала вполне реальной. Но, это не надолго. Христианская церковь агонизирует. Это ее последние попытки удержаться в жизни общества. Наружное великолепие, блеск и церемонии церкви являются доказательством внутреннего разложения. Учение Христа не нуждается в таких пышных формах. Истинное учение Христа является таким чистым и привлекательным, что никакие внешние украшения не могут сравниться с его настоящим достоинством.

С развитием новой цивилизации, все предущие идеологические организации, быстро закончат свое существование. Закончится эпоха Рыб и закончится власть христианской церкви над сознанием населения.





Обратно к содержанию