введение наука гармонии жизни эзотерика востока и запада история мировых религий статьи и публикации
 





Эзотерический анализ мировых религий

Обратно к содержанию


Б Е С Е Д А    Т Р И Д Ц А Т Ь    П Е Р В А Я


В первые века, когда распространялось мусульманство, когда возник невиданный взлет новой цивилизации, среди народов, исповедующих христианство и иудаизм, было мало сведений о том, что же возникло на Востоке. Не было достаточной ясности, что за религия ислам и чему учит Коран. Было заблуждение, что это возникшая очередная христианская секта. Так как христиане не признавали сектантские образования, етественно, что Коран это - ересь. Почему христианский мир отнеся к возникающему новому учению, как к ереси ? Потому что в новом вероучении было иное отношение к Христу. Магометанство с самого начала отрицало его божественное происхождение и особо уникальную роль Марии.

В Коране по поводу Иисуса написано так: « Он раб, которому Аллах даровал милость и сделал его примером для сынов Израиля. Он пророк и посланник Аллаха, предсказаший пришествие последнего истинного посланца Магомета.» Мусульмане выступали против почитания Иисуса, как сына божьего.

В христианстве тема отношения к Иисусу была длительной и болезненной. Несколько веков шли споры - это личность божественного происхождения или это один из посланников бога. Это пророк, учивший в Иудее, или он сын бога. Тема отрицания его божественного происхождения и принятие его происхождения в христианской догме очень мучительно утверждалась в течение нескольких веков. К седьмому веку божественное происхождение Иисуса было утверждено в Символе Веры. Поэтому христиане приняли новое вероучение за очередную секту. Католицизм сразу запретил это вероучение, как очередную ересь. Поэтому Запад мало что знал о новом вероучении. Слишком поздно возникли знания об исламе. Прежде всего христианские теологи принижали творческие возможности тех личностей, которые стояли у истоков ислама. Магомета называли не иначе как лжеророк. Новое вероучение в христианской культуре рассматривалось, как нечто ложное, ошибочное и не имеющее особой ценности. В действительности, уровень культуры, философской мысли, науки и искусства в мусульманском мире на много превышал европейскую цивилизацию. Это положение было вплоть до эпохи возрождения.



Итак, 632г. Мухаммеда уже нет. Крупная мощная религиозная община, которая находилась в Медине, стала центром обединения аравийских племен. Через 2 года после смерти Мухаммеда возникло первое аравийское государство. В мусульманстве это называется халифат. Во главе первого халифата стал Омар, ближайший сторонник Мухаммеда.



Начав военные действия за пределами Аравии в 30 годы 7 столетия ( вторжение в Палестину и Сирию), к концу столетия мусульмане завладели Сирией, Палестиной, Египтом и другими восточными провинциями Византийской империи, подчинили себе Иран, вторглись в Северную Африку, Закавказье и Среднюю Азию. В течение века халифат завоевал огромную территорию от Атлантического океана и границ южной Франции на Западе до Индии и Западного Китая на Востоке. Мусульманство сейчас – одна из ведущих религий Индии. Они захватили Болгарию, Испанию, Югославию.

В начале завоеватели соблюдали наставления пророка :» В религии нет принуждения». « Призывай на путь господа твоего добрыми, мудрыми наставлениями и веди с ним споры о том, что добро.» Были установлены разумные подати с покоренных народов. Позже принуждение принято в ислам стало повсеместным, отказ сопровождался смертью.

Переход в ислам был довольно прост, следовало при свидетелях произнести: » Нет божества кроме Аллаха и Мухаммед - посланник божий.» Этот акт воспринимался, как заключение договора с Аллахом. Если человек отступался от этого договора, он наказывался смертью. Принявшие ислам занимали привелигиолванное положение в Халифате, с них не бралась подать, возвращались земли. Переход в ислам знати означал сохранение преимущества и привилегий.

Естественно, такое легкое принятие ислама, способствовало тому, что многие переходили в новую веру. Уже через 100 лет ислам приняли многие мил. людей.

С 661г центром Арабского халифата был г. Дамаск, а с начала 8 века центром огромного халифата был город Багдат. В таком огромном размере, объединив большое число народов, культур, халифат просуществовал 5 веков вплоть до 13 века. В эти 5 веков произошел необыкновенный расцвет культуры. В Европе дикость. Идут крестовые завоевательные войны.

В 13 веке в 1288г. халифат уничтожили дикие племена монголов Чингиз хана. Возник новый халифат, гораздо меньший по размерам с центром в г. Стамбуле. Он назывался Османский халифат. Но религия за 5 веков уже внедрилась. Влияние мусульманства осталось и прослеживается в культуре и в обычаях Испании, Югославии, Болгарии. Исповедуют ислам вся средняя Азия, Закавказье, Север Африки и Индия. Мусульманство за 5 веков прочно вошло в сознание миллионов людей.

Тысячи приверженцев мусульманства верят в единого бога Аллаха, в пророческую миссию последнего пророка Мухаммеда. Это основная обязанность каждого мусульманина.

Сама наполненость религии – это посты, паломничество в Мекку и молитвы.

Ислам впитал в себя элементы верований ряда религий, распространенных среди народов Аравийского полуострова. Можно выделить 4 влияния : доисламские древние верования и культы, иудаизм, христианство и маздаизм.

Доисламские языческие верования и культы – поклонение силам природы, особенно небесным светилам . Поклонение Луне особенно характерно для ислама. Кроме того древние арабы верили во множество демонов. Джины представлялись подобными человеку существами двух полов. Они имели потомство. По представлениям древних арабов они состояли из огня и воздуха. Отдельные джины покровительствовали некоторым племенам или группам людей.

Влияние иудаизма еще большее, чем влияние древних арабских верований. Тексты Старого Завета в несколько измененном состоянии вошли в Коран, в новую религию. Ветхозаветные персонажи Ной – Нук, Авраам – Ибрахим, Моисей – Мусса заняли в нем место пророков, предшествующих Мухаммеду. Нашли в Коране место и мифы о сотворении мира, о грехопадении прародителей, об Иосифе и его братьях, о египетском плене. Мухаммед вначале чуть ли не отождествил новую религию с иудаизмом. Но иудеи скоро установили, что новоявленный пророк очень невежественен и толкует Ветхий Завет по своему. Контакт не удался. Но в новом учении значительное влияние иудаизма сохранилось.

Есть влияние и христианства, но в меньшей мере. Некоторые Новозаветные эпизоды тоже нашли отражение в Коране, но тоже с искажениями. Из христианства в новое учение перешло учение о неизбежном конце света, о воскресении из мертвых и страшном суде. Иисус в исламе рассматривается как пророк, действовавший по воле Аллаха до Мухаммеда.

Рассмотрим догму исламского вероучения.

Первый пункт ее – требование единобожия. Аллах – единственный бог. Он не был рожден и не было ему равных никого. Мусульманство отвергло христианскую идею о боге - сыне. Неоднократно в Коране говорится, что у Аллаха нет товарищей. Далее следует установка, которая подчеркивает особое положение Аллаха во вселенной в сравнении с людьми, ангелами и бесами:» Всякий, кто на небесах и на земле приходит к милосердному, только как раб « ( влияние иудаизма).

С другой стороны, когда читаешь тексты Корана, вдруг через несколько сур, где описывается единственное правление бога и все остальные безмолвные рабы, вдруг оказывается что рядом с богом действует еще одна высшая небесная сила. Называется эта сила шайтан или в мусуманстве, в Коране он называется Иблис. Этот злой дух, космическая сила смеет противодействовать Аллаху.

Эта идея полностью воспринята из христианства. Культ Сатаны в христианстве имеет огромное значение. Идея власти Сатаны над земной жизнью полностью взята из христианства. Вернее это взято из зороастризма. Христиане восприняли ее из культа Митры. Далее эта идея проникла в мусульманство. Так же как в христианстве, в мусульманстве признаются меньшие боги.

Итак, идея бога полностью взята из иудаизма. Функция его, влияние на землю полностью из иудаизма. В то же время из христианства взята идея столь же сильного отрицательного влияния высшей силы - сатаны или в мусульманстве Иблиса.



Аллах - бог добрый, но есть и противостоящий ему злой бог Шайтан (Иблис), влияние зороастризма, есть меньшие добрые боги ( ангелы) и меньшие злые духи ( демоны, джины). Во время Судного Дня умрут люди, ангелы и демоны.

Христианство полностью восприняло весь пантион высших сил из иудаизма, знание о всей небесной иерархии - Архангелы, ангелы, серафимы, херувимы – все эти понятия из иудейской религии. Мусульманство через христианство приняло и почитает 4 архангелов. Имена их тоже сохранены как в иудаизме. Архангел Гавриил, в мусульманстве он назван Джабраил, именно он беседовал с Магометом, начитывал ему тексты Корана по поручению Аллаха.

Кроме того, есть Михаил, Азраил, Исраил. Людям запрещается поклоняться ангелам. В Коране написано так: » Бог не разрешает вам избирать своими владыками ни ангела, ни пророков.»

Аллаху приписываются те же свойства, которыми наделяют бога иудаизм, христианство, зороастризм – всеведение, всемогущество, высочайшая творческая активность.

Аллах мстителен и обладает многими неприглядными качествами. Все, что происходит с людьми, происходит по воле Аллаха. Одних людей он направляет по истинному пути, других – по ложному. Аллах тщеславен и славолюбив. Он создал людей и джинов для того, чтоб они поклонялись ему. Он хитер: » Аллах лучший из хитрецов».

Не раз в Коране подчеркивается, что Аллах знает все, что есть на земле и на небе, все тайное и явное. Эта идея не подчеркивается в христианстве и в иудаизме. При этом всезнание Аллаха не нейтрально. Следя за каждым, он предпринимает и соответствующие меры воздействия, наказание или награду. Ничто не оставляет без последствий. Зная жизнь каждого, Аллах знает и час смерти каждого. Он вообще знает все и обо всех. Эта идея подчеркивается постоянно.

Одна из сур: « не бывает тайной беседы для трех, где бы ни было Аллаха четвертым».



Аллах не только сотворил мир, но постоянно им управляет. Так же как христианство, ислам стоит на той позиции, что все предопределено волей Бога.

Человек рассматривается как абсолютный раб, как ничтожное существо, не имеюшее никакой воли, полностью подчиняющееся высшей воле. Это чисто христианские представления, где человек уничижается до степени безмовного раба, изначально греховного и склонного только ко злу. Тогда, когда эти две догмы приняли представление о человеке - ничтожном рабе, не способном ни на какие высшие духовные достижения, и вообще не способном к самостоятельным решениям, тогда становится совершенно непонятной идея Судного дня. За что же судить человека, если за него все решается, как это утверждается в мусульманстве, или он изначально создан богом греховным и склонным только ко злу, как в христанстве. За что же?

В Коране без конца говорится, что все предопределено по воле бога. Гораздо чаще, чем в основном документе христианской веры. Тогда мало понятно, если бог милосерден и добр, почему в мире совершается так много зла, греха, за что следует судить ни в чем неповинных людей, непонятно для какой надобности направлять так много людей на ложный путь с тем, чтоб они творили зло? Для чего это надо богу? Естественно, у любого способного размышлять человека, должен возникнуть этот вопрос. К сожалению, размышляющих очень мало и сейчас. А в те времена, естественно их вообще не было. Ответ столь же примитивен, как и в христианстве. Так же полностью списано из христианской догмы. Бог создал Сатану специально и позволил ему соблазнять людей. В Коране написано так: «Соблазняй тех, кого ты можешь.» Все соблазненные шайтаном, т.е. те, кто по воле Аллаха идут по неправильному пути и те, кого соблазнил шайтан, направляются в ад. Положение у человека, живущего на земле, совершенно безнадежное. Никаких возможностей попасть в рай у него нет. Человек попадает в ад или в рай после окончательного судебного решения. Идея судного дня в мусульманстве тоже целиком и полностью воспринята их христианства.

С бурной восточной фантазией расписывается в Коране конец света и страшный суд. Сроки этих событий не связываются с возвращением Христа. Конец мира наступит когда-нибудь по воле Аллаха. Очень подробно разработаны картины рая, ада и судного дня.

Ад состоит из 7 этажей. Чем больше провинился грешник, тем в более глубокий этаж ада он отправляется. Ассортимент адских мучений состоит из всевозможных неприятностей, которые может представить человек, но усуглубленный в немыслимых пределах. Чтоб усилить действие этих мучений милосердный Аллах усиливает их. Например: « сгорающую кожу он тут же заменяет новой до 70000 раз в сутки. Болящий зуб вырастает до величины горы.»

Рай тоже имеет 7 разных садов. Все здесь сделано из драгоценных камней. Реки из вкуснейших напитков вплоть до вина. Самая главная утеха обитателей рая – гурии. Прислуживают жителям рая вечно юные мальчики.

Наряду с верой в единственного бога Аллаха, есть требование верить, что Мухаммед его пророк, посланец. Признается, что в разное время к разным народам приходили пророки. Из них 6 самых выдающихся – Адам, Ной, Авраам, Моисей, Иисус, Мухаммед. В отношении Иисуса отрицается его божественное происхождение, хотя признается непорочное зачатие и творимые им чудеса. Высочайшим из всех пророков признан, конечно Мухаммед. Он получил Коран и вознеся на небо.

Кроме Аллаха существует в мусульманстве культ святых ( уступки язычеству).

Итак, Аллах – милостивый бог, жестокий судья, карающий за малейшее ослушание непокорных. Он властитель Земли, вселенной и всех ее обитателей, требующий беспрекословного подчинения, в страхе и зависимости держащий свое творение – человека. Единственный, кто пытается ему прекословить, его первое творение – Иблис, дьявол ислама. В Коране отстутствует представление о человек, как о «венце творения.»

Надо понимать, что представление о карающем боге, деспотичном, требующем абсолютного подчинения - это отражение особенностей времени, культуры. Это отражение ежедневного опыта. Образ богов возникает не как фантазия, не как политическая необходимость, как отражение чисто земного опыта людей. Каждый земной правитель, с которым сталкивались племена, был восточный тиран, деспот. Деспотизм – был характерной особенностью жизни того времени. Поэтому образ такой же. Бог - существо жестокое, мстительное, требующее беспрекословного подчинения.

Как и Новый Завет, Коран ориентирует человека на посмертную жизнь. Все естественные инстинкты человека, все свойственное ему зверство с помощью Корана усмиряется страхом наказания, как и во всех семитических религиях.

По Корану небесная жизнь бывает двух родов, отвратительная и прекрасная. И то и другое есть воздаяние за земные дела людей. Посмертная судьба человека полностью зависит от жизни, от убеждений человека. Эта идея наказания и вознаграждения совершенно не присутствовала в религиозных представлениях до исламского характера. Пророку пришлось немало трудиться и убеждать в этом наивные и дикие арабские племена.



Мотивы принижения земной жизни, обещание сладостной небесной пронизывают весь Коран.



Обратно к содержанию