введение наука гармонии жизни эзотерика востока и запада история мировых религий статьи и публикации
 





Эзотерический анализ мировых религий

Обратно к содержанию


Б Е С Е Д А    Т Р И Д Ц А Т Ь    Т Р Е Т Ь Я


Рассмотрим требования, которые предъявляет ислам к верующему мусульманину. При этом я буду сравнивать эти требования с требованиями к верующим в других семитических религиях.

Есть основные требования, которые должен исполнять верующий христианин. Это посещение церкви, соблюдение 7 таинств: крещение, причастие, исповедь и т.д. Есть еще требование – соблюдение постов. Итак, основные требования к верующему христианину - посещение церкви, соблюдение ритуалов и посты. Что же является основными требованиями к верующему мусульманину в исламе?

В исламе 4 требования, на которых базируется церковь и которые выдвигаются перед мусульманином. Прежде всего, в мусульманстве гораздо более серьезное и обязательное требование к исполнению молитв. Мусульманство требует регулярного молитвенного служения божеству. Это основное требование в исламе и оно отличает ислам от иудаизма и от христианства. В иудаизме вообще нет такого требования, там больший упор на исполнение ритуалов, «закона», в христианстве тоже нет жестких требований относительно молитв. Но есть требование слушать молитвы, которые вершат священнослужители. Присутствовать при молитве. Если иудаизм требует один раз в неделю в субботу присутствовать, слушать молитвы, христианство требует один раз в неделю в воскресенье, то в исламе каждый мусульманин обязательно должен ежедневно молиться. Это требование ежедневного молитвенного сужения до ислама не было известно арабам. Возникло оно тогда, когда пророк покинул Мекку, где он был не признан. В окрестностях Мекки была иудейская община. В начале Мухаммед пытался заручиться поддержкой иудейской общины, и поэтому им были восприняты все религиозные установки иудаизма. Именно там, в еврейской общине этот малограмотный человек столкнулся со значением молитвы в религиозной жизни общины. В иудаизме есть общий молитвенный обряд, молятся мужчины присутствующие, но отдельно иудей молиться не обязан. Тогда когда нарушилась связь, когда возникли конфликты между зарождающимся исламом и иудейской общиной, тогда Мухаммед установил требования к молитве, но оно должно было отличаться от иудаизма. Поэтому в мусульманстве вначале была обязательная трехразовая ежедневная молитва для каждого верующего. В дальнейшем и сейчас в исламе обязательна пятиразовая молитва. 5 молитв в день должен совершить верующий мусульмание. Есть индивидуальная и общая молитва. Предпочтение дается общей молитве. Молитва – это магическое заклинание. Но в мусульманстве ее магическое значение подчеркнуто гораздо более, чем в других религиях. Во - первых молитву надо произнести определенное количество раз, в очень точной, не изменяемой формулировке, это не свободное обращение к богу. Это узаконеная неизменяемая формулировка. Очень точная никогда не изменяющаяся последовательность слов, произнесенных с определенной интонацией. Если вы внимательно наблюдали службы в христианских храмах, то вы могли заметить, что речитатив, который произносит дъяк или служитель в церкви имеет определенную интонацию. Цель этого - воздействие на всех находящихся в церкви с помощью определенных вибраций. Это магическое воздействие на сознание человека, потому что это вибрационное влияние. Бормотание скороговоркой слов, в которых не вдумываются, никакого влияние на сознание человека не оказывает. Молитва, произнесенная в определеном речитативе, конечно влияет на сознание человека. Поэтому в мусульманстве предпочитают коллективные молитвы. Мусульмане, собравшиеся в мечеть произносят одни и те же слова с одной интонацией. Вибрационное воздействие, оказываемое на сознание человека в это время намного сильнее чем тогда, когда он прозносит эту молитву один. Тоже самое медитация коллективная во много раз сильнее, чем медитация, совершаемая одним человеком.

Каждому слову в мусульманской молитве соответствует определенное положение тела. Молитва в мусульманском храме очищает каналы. Это некое подобие хатхи - йоги. Различные положения тела, связанные с вибрационным воздействием. При определенных словах молящийся мусульманин поднимает голову, при определенных словах опускает ее вниз. Есть определенные движения рук и тела. Тоже самое делает индус во время хатхи – йоги. Это соединение позиции тела, дыхания. Это древнейшие методы, известные всем духовным школам.

В мусульианстве это строжайше расписано. Поэтому молитва это – очень важная духовная церемония. Ей уделяется очень большое внимание. Каждая молитва считается законченной, если она включает в себя не менее двух кругов. Периодически повторяется формула « Аллах Акбар», что означает бог велик. Не посещение мечети, в мусульманстве считается страшным грехом. Лишь в исключительных случаях может мусульманин пропустить молитвы. Руководит общей молитвенный операцией, движениями, последовательностью, количеством всех манипуляций мулла. В этом и есть его миссия. Мулла как бы общественный дирижер, руководитель общими действиями.

Молитве должно предшествовать омовение. Понятие ритуальной нечистоты пришло в ислам тоже из иудаизма. Нечистота – прикосновение к трупу или нечистому животному, физиологическое отправление и другие обстоятельства. К моменту молитвы человек обязан быть чист.

В последнее время это стало символическим требованием. Досточно намочить кончики пальцев, изобразить богу чистоту, потереть руки песком. Сейчас мусульманин проводит руками по лицу не прикасаясь. Это символический жест, означает что он очистился, что он готов к молитве.

Еще одна особенность в мусульманстве, несмотря на то, что человек присутствует в мечети и со всеми обращается к богу, считается что человек один на один беседует с богом. Поэтому обязательно в мусульманстве нужен коврик для молитвы. Человек молясь, уходит в уединение. Это сильное действие, влияющее на сознание человека. Прежде всего, человек чувствует свою греховность, связываясь с высшим авторитетом. Когда человек общается с любым авторитетом, который он очень почитает, то чувствует необходимость улучшится. Акт молитвы представляется как священное действие, человек должен очиститься физически и он должен морально подготовиться. Он уединяется, садится на коврик и прерывает все свои текущие дела, если он молится один.

Я думаю, что и для современных людей этот метод является очень действенным. Человек думает о себе, достоин ли он общаться с богом. Обращение к себе, анализ себя, есть первичное условие трансформации личности. В те времена это был наиболее прогрессивный метод духовного воздействия на человека.

Второе требование – это пост. В отличие от христианства, где пост является определенной подготовкой к неким дальнейшим событиям, где посты всегда приурочены к определенным датам, связанным с событиями биографии Иисуса, в исламе пост происходит один раз, но в течение всего месяца. Этот пост является обязательным. Пост – это тоже те требования, те влияния, которые и христианство и мусульманство восприняло от иудаизма. В иудаизме считается обязательным однодневный пост после каждых 10 дней. В начале это было принято и в исламе, но после того, как пророк разорвал свои отношения с иудейской общиной, в исламе все должно было быть не похожим на иудаизм. Тогда однодневный пост превратился в одномесячный. Кроме этого поста мусульманин не обязан поститься. При этом так же как и в иудаизме, в мусульманстве пост не является демонстрацией каких то духовных действий и не является духовным достижением, как это представляется часто среди современных христиан. Тот кто не ест один раз в месяц, не является необыкновенно духовным и праведным. Иудеи и мусульмане рассматривают пост, как необходимое физическое очищение, которое они считают обязательным, в котором нет никакого духовного подвига, это не посвящается богу. Это посвящается физическому оздоровлению тела и не является нравственным подвигом.

Обязанность помогать бедным входила в самые первые требования ислама. Отчисления от дохода идут в пользу религиозной общины.

Этого нет в христианстве и в иудаизме. В христианстве было введено обязательное отчисление 10% дохода в пользу церкви. В мусульманстве мечеть не занимается торговлей, как в христианстве. Мечети не существуют за счет торговых операций. Деньги за покупки в храме христианском идут исключительно на содержание служек данного прихода, непосредственно в их карман. В мусульманстве обязательные отчисления идут на содержание общины. На помощь бедным членам общины, сиротам, вдовам. Мулла обязан жить очень скромно, в кадилаках не разъезжает, бриллиантовых украшений не носит. Священничества практически в мусульманстве нет. Никакой жесткой политической церковной иерархии нет.

4-е требование - это паломничество. Это тоже отличает мусульманство от других религий. В иудаизме вообще нет паломничества. В христианстве в очень малой степени, очень ограничено. Паломничество в исламе один из столпов мусульманства. Паломничество - обряд до исламского происхождения. Арабские племена еще до прихода в мир пророка совершали паломничество в Мекку. Это был общеплеменной религиозный центр для поклонения черному камню метеоритного происхождения. После возникновения ислама, это святилище было сохранено, был построен еще более торжественный храм вокруг этого камня. Это влияние доисламского периода, которое новая религия преодолеть не могла и вынуждена была его оставить.

Паломничество в исламе оформляется в очень значимый ритуал. Смысл паломничества связывается с идеей очищения от грехов. Человек преодолевший трудности пути, пришедший в Мекку и поцеловавший камень, считается полностью очищенным от грехов, т.е. святым. Цель этого паломничества – конечно меркантильная. Человек заручается поддержкой Аллаха в день Страшного суда. Паломничества никаким образом на сознание, на развитие более положительных качеств человека не имеют. Паломник может отправиться в одиночку или с группой людей. В мусульманстве, так как уровень образования в массах низкий, сознание еще довольно племенное, паломничество считается одним из духовных действий. Человек, совершивший паломничество в Мекку – наиболее почитаемый в обществе. До того, как человек будет допущен к последнему акту – целованию камня, он должен посетить специальную ритуальную долину, здесь он должен бросить двадцать один камень, произнося определенные молитвы. Смысл этого действия в том, что он сражается с дьяволом. Такие детские наивные ритуалы. После того как он совершил аллегорические подвиги, расправился с дьяволом, он допускается в Мекку. В храме он 7 раз обходит вокруг камня, после этого он может его поцеловать или прикоснуться. Уже после выхода из храма он должен совершить жертвоприношение богу.

Вся эта процедура обставлена разными ритуальными особенностями, как и в христианстве. Продают святую воду из колодца. Для примитивного человека это все очень важно, так как сильно воздействует на его воображение. Считается, что пройдя всю эту церемонию, человек окончательно очистился от грехов. Постепенно в мусульманстве, как и во всех прочих религиях, ослабли требования, процедуры стали более ложными, возникли подмены. Сейчас богатый мусульманин может нанять вместо себя бедного человека, уплатить ему за паломничество, тот совершит весь обряд, а святым будет считаться заказчик.

Обряды должны воздействовать на примитивное сознание, обволакивать некоей тайной основную идею. Все тоже самое есть в христианстве. У них одинаковые цели и методы. В христианстве - это шествие вокруг храма с хоругвями, иконами, молитвами. Надо привнести некий элемент таинственности, отличия от ежедневного быта. Это поражает примитивное сознание, привлекает его.

Особое место занимает в культовой системе ислама обрезание. Его исполнение – непреложный признак принадлежности к исламу. Совершается обряд над мальчиками от 7 дней до 15 лет. Это обряд не иудейский.

Иудеи его тоже восприняли намного раньше, когда еще не возникла религия, когда даже не было праотцов Авраама, и др., а обряд этот уже был. Он исходит к очень древним временам, к истокам Египта. Имеет чисто гигиенический смысл. Племена кочевали, жили в условиях пустыни, в отсутствии воды. Цель обряда - сохранить здоровье мужчины, которое есть основа существования племени. Здоровье мужчин крайне важно для общества, если оно живет в племенных условиях. Это не имеет никакого отношения к религии. Это требование жизни самой.





Обратно к содержанию