введение наука гармонии жизни эзотерика востока и запада история мировых религий статьи и публикации
 





Эзотерический анализ мировых религий

Обратно к содержанию


Б Е С Е Д А    Т Р И Д Ц А Т Ь    Ч Е Т В Е Р Т А Я


Как же развивалось мусульманство?

В отличие от христианства, которое насильственно завоевывало территории, грабило, убивало, так было и на территории славянской Руси, мусульманство очень быстро в течение одного века завоевало огромную территорю. В 7 веке возник огромный первый арабский халифат. Территория его была от западных границ Испании до середины Индии, до западных границ Китая. Завование произошло очень быстро, потому что условия присоединения народов были очень щадящими. Во - первых не грабили, население не уничтожали, имущество не вывозили. Были очень щадящие налоги для тех народов, городов, которые переходили в ислам добровольно. Естественно для того, чтоб удержать эту территорию в рамках одного государства, нужна была одна вера. Невозможно удержать отдельные племена. Они воюют. Они не считают соседнее племя родственным, они склонны к уничтожению друг друга. Племеное сознание – сознание варварское, т.е. жестокое. Нет ощущения родства с любым, кто не принадлежит к твоему племени. Поэтому уже в 8 веке возникла необходимость создать единую религиозную систему. Эта необходимость возникла еще и потому что в иудаизме уже свыше 1500 лет существовали писания, была догма и подробнейшие разработки отношений человека с богом и вся мифология. Христианство уже 3 века как имело собственую догму, уже в христианстве было написано много теологичекой литернатуры. А в исламе пока ничего этого не было. Поэтому нужно было противопоставить христианству и иудаизму свою теологическую базу, свою систему взглядов, создать собственную богословскую систему. Т.е. по своему объяснять мир, отношения между человеком и богом, жизнь человека после смерти. Это была основная причина - противостоять христианству и иудаизму. Иудаизм была религия не распространяемая, а христианство очень активно распространялось и захватывало территории. Задача была противопоставить христианской догме собственную. Была еще одна причина. Приблизительно в 7-8 веке на севере Африки в крупных городах, на юге Европы вновь начала распространяться древне греческая философия. Один из гениев человечества, величайший древнегреческий философ Аристотель вновь стал наиболее почитаемой личностью. Труды его вновь стали переводиться. Влияние его философии было огромнейшее на цивилизованный мир того времени. Это была одна из могущественнейших исторических личностей. И конечно, в сравнении с блестящей логикой, с невероятно образованным человеком, с величайшим эрудитом своего времени, в сравнении с блестящими философскими трудами Аристотеля, бессвязные и примитивные изречения крайне невежественного человека, погонщика верблюдов, все эти примитивные мифы, которые мусульмане переписали из Ветхого завета, не выдерживали никакой критики. Времена была разные. Ветхий завет создавался почти 2 тыс. лет тому. Прошло 2 тыс. лет между тем времен, когда создавался Ветхий завет и тем, когда создавался ислам. Для разных людей создавались эти писания. Уже в 8 веке эти мифы для образованных людей выглядели примитивными. Поэтому возникла необходимость греческому и христианскому влиянию противопоставить свою теологическую систему. Стали возникать труды богословской мусульманской литературы. Возникли комментарии и теоретические разработки основных догматов ислама. Это привело к различным точкам зрения, к возникновению различных школ и направлений по разному толкующих Коран. Различные толкования вызвала идея абсолютного предопределения, согласно которой Аллах заранее предуказывает поведение, мышление и судьбу каждого живого существа не только до его рождения, но и до сотворения мира. Возникли школы и богословские направления, которые утверждали, что человек решает как ему поступать в тех или иных жизненных ситуациях, руководствуясь свободой, предоставленной ему Аллахом. Представление об абсолютном предопределении ведет к идее несправедливости бога, как и всего созданного им мира. За действия, которые Аллах продиктовал человеку, вынужден отвечать не бог, а человек. Человек не отвечает за преступления, которые он совершает.

Представление об абсолютном предопределении судьбы человека, полностью управляемом свыше его поведении это - проявление хвастливости, религиозного шовинизма, стремление утвердить, что наша религия и наш бог гораздо выше, сильнее. Это результат невежества тех людей, которые создавали Коран. Это стремление переплюнуть других богов. Доказать своим верующим, что их бог намного сильнее, значимее. В Христанстве и в иудаизме идеи абсолютного предопределения всех проявлений человека нет. И в христанстве и в иудаизме другое отношение к богу. Бог не настаивает на судьбе человека. В иудаизме вообще нет идеи, что бог все знает о человеке. В иудаизме есть такие взгляды на отношения бога и человека: у бога есть свое определенное мнение, личные взгляды на то, как должен жить человек. Эти свои взгляды он выразил в 10 заповедях, переданных Моисею. Но человек может жить как ему заблагорассудится. Бог не предопределяет его поведение, мышление. Но время от времени, если человек ведет себя не в соответствии со взглядами бога, бог карает иудейский народ всякими бедствиями – войнами, рабством, болезнями, голодом. Эти события иудеи всегда рассматривали как ответ бога на то, что они не живут прведной жизнью, не живут по его установкам. Бог как бы говорит - будете жить так как я вам говорю, в соответствии с моими требованиями, буду вам помогать. Не будете жить в соответствии с 10 заповедями, буду вас наказывать. Это основная идея в иудаизме. В иудаизме нет идеи ни рая ни ада. Ииус об этом тоже ничего не говорил. Во всех 4 Евангелиях вы не найдете упоминаний о рае и аде. Эти идеи возникли в христианстве значительно позже.

В христианстве бог карает не здесь, не на земле. Бог представляет человеку свободу. Можешь вести себя как угодно, но, после смерти ты будешь наказан. Ты пойдешь в ад. Идея наказания после Судного дня – это идея христианская.

В исламе бог полностью управляет поведением человека, его мышлением и поступками, но все же человек подсуден и после судного дня направляется в ад или в рай.



Вследствие этого, возникло в исламе первое движение не согласное с установками Корана. Это первое движение, не согласившееся с установкой Корана о всевластии Аллаха, называлось движение Мутазилитов. Основная идея, которую выдвигало это движение, было то, что человек сам все решает и Аллах не предопределяет ни судьбу, ни мышление, ни поведение человека.



Я напоминаю, что это 8 век. В Европе разгул церковной власти. Никаких идей не позволяет христианская церковь, кроме строжайшего принятого церковью теологического взгляда на мир, на человека и на бога. На территории современного русского православия еще нет никаких религий, живут разрозненные варварские племена, воюющие друг с другом, уничтожающие друг друга. Как и все племенные народы они поклоняются духам природы. Божеств множество и это силы стихий и природы.

8 век мусульманская цивилизация. С удивительной для того времени смелостью мутазилиты утверждали приоритет человеческого разума, право человека на сомнения и на проверку любого положения Корана.

Прежде всего, мутазилиты отказались трактовать Аллаха как личность, обладающую человеческими качествами. Они не признавали антропоморфное представление о боге. Это они отвергали полностью. Это первое движение в исламе пришло к выводу, что бога нельзя толковать, нельзя его познать, описать, потому что это не личность.

Руководителей обвинили в безбожии и они подвергались преследованиям в УШ веке.

Это массовое движение в мусульманстве. Ничего подобного нет в христианстве до сих пор.



Только в конце 19 века христианская церковь согласилась с тем, что она не вмешивается в естественные науки. До этого церковь всегда боролась с развитием разума, как с проявлением гордыни человека – качеств сатаны.

Начиная с 8 века мусульманство поддерживало, покровительствовало наукам, искусствам, Философии в отличие от христианства, которое всегда боролось с культурой, просвещением, наукой, философией.

В 1Х веке при халифе Мамуке идеи мутазилитов были признаны истинными и находились под покровительством государственной власти. Халиф Мамук был поборником науки и просвещения, поощрял изучение античной философии, Аристотеля. При нем в Багдаде было создано специальное помещение – « Дом мудрости». При нем мутазилиты отвергли догмат о несотворенности Корана и о том, что книга существовала вечно наряду с Аллахом. Возникло новое учение, что Коран писали люди. При Мамуке государственные чиновники обязаны были публично признавать это новое учение.



Естественно, в большом халифате совсем не все население было просвещенным и образованным. Большая часть населения была невежественной. Новые идеи не могли найти поддержку у большинства. Примитивному человеку легче представить бога как личность, которая наблюдает, с которым можно разговаривать, просить помощи. Примитивному человеку бог понятен именно такой. Для того чтоб прийти к пониманию бога не личности, надо иметь другое сознание. В этом халифате идеи, принятые просвещенными людьми, не были приняты большинством. Несколько позже когда халиф Мамук умер, мусульмане вернулись к первичным идеям более примитивного начального ислама.



В УШ веке возникло движение, направленное к уходу от мира, к разрыву с его материальными ценностями. Предъявлялись аскетические требования к жизни, презрение к земным благам – пище, одежде, жилью. Сторонники его носили грубые плащи из овечьей шерсти – суфу. Они отказывались от 5-ти кратного намаза и от всех других обрядов. Возникла собственная форма культа.

Суффизм – философско-религиозная система, делающая упор на мистических переживаниях, на развитие личного сознания, на слияние с богом внутри человека.

Суффии заимствовали свое учение у неоплатоников. Но, сами неоплатоники заимствовали его у индусов. Великие учителя –суффии жили в начале исламской цивилизации. Это Низами, Омар Хаям, Саади, Гафиз.

Суффийская философия признает Единую реальность. Бог есть – Мироздание, « Все, что есть вокруг.» Путь любви к богу т.е. к жизни – лучший путь постижения Бога.

Суффии, как йоги, разработали многочисленные способы достижения экстаза, мистического просветления.



Вкратце : Бог есть высшее благо. Он источник всего. Вселенная создана путем эманации энергии и сознания Бога. Бог присутствует во всей Вселенной и пронизывает ее. Материя есть временная и изменяемая часть. Душа человека может соединиться со своим источником путем экстаза, созерцания, размышления. Для суффизма характерна вера в перевоплощения и в то, что бог обитает в человеке. Вера в последовательное развитие сознания человека. Внутреннее божество или « дух» является истинным «Я» человека. Зло – это отрицание добра, поэтому оно не существует. В Мире нет абсолютного зла, есть лишь относительное.

Под руководством учителя ученик поднимается по ступеням, удаляясь от материальных помыслов, желаний, освобождается от иллюзий.

Цель суффизма – открыть высшее знание. Методы – йога, медитации.

Суффизм – средство для пробуждения человека к реализации высшего сознания.

Суффизм имеет две основные цели – показать человеку себя, каким он реально является.

Помочь ему развить более высокое сознание.

Лозунг суффиев –« Быть в мире, но не от мира сего.» В различные времена суффизм существовал в различных обличьях, имеет много форм, в зависимости от культуры людей, которые с ним соприкасаются.

В некоторых группах применялось пение и пляски, доводившие молящихся до экстазного исступления. Суффии утверждали, что путь слияния с божеством лежит не в автоматическом следовании богословской традиции, а в пламенном стремлении души к нему.

В Х1У веке суффизм стал поддаваться влиянию ородоксальнй церкви, наступил упадок,

популярность секты понизилась, число последователей сократилось. До этого в нее входили многие образованные люди Востока. За последние 50 лет суффизм возродился среди образованных персов и турок.

Эта тенденция к пантеизму, стремление непосредственно общаться с богом, проявилась почти во всех религиях, среди небольших групп, которые становились в оппозицию к церковной организации. Они ориентировались на личные эмоциональные переживания человека, на развитие его сознания. Таким был, Хасидизм в иудаизме, некоторые христианские секты и Суфизм в исламе. Он распространился в Иране, Сирии, Северной Африке, Испалии, Средней Азии, Ираке, Индии.

На ранней стадии ислам разделился на суннитов и шиитов. Сунниты - сторонники официального ортодоксального ислама. Шииты верили в то, что вновь в будущем должен появиться на земле один из живших на земле исмаилитов, который ликвидирует социальную несправедливость.

Шииты находились в подполье. Контакты между общинами шиитов были затруднены и их религиозная жизнь могла порождать новые верования и идеи.

Сейчас мусульманство шиитского направления получило большое распространение. Между суннитами и шиитами сейчас существует вражда, открытая борьба.

Были другие секты, например, исмаилиты. Есть и сейчас сеть тайных группировок в Сирии, Ираке, Иране, Средней Азии. Организация построена на иерархических началах с 9-ю степенями посвящения. Каждая степень посвящения связана с нормой информации о тайнах жизни. Орден отличается от шиизма и от мусульманства. Разработана сложная философская догматика, где просматривается влияние неоплатоников.

Основная идея – бог последовательно воплощался в пророках –в Адаме, Аврааме, Ное, Моисее, Иисусе, Мухаммеде и Мухаммеде( сын одного из имамов шиитов).

Каждый последующий пророк раскрывал перед людьми божественную истину во все более точной и возвышенной форме. Последний пророк Мухаммед есть 7 воплощение бога и завершающее историю воплощений Бога. Его второе пришествие будет означать не новый этап развития, в восстановит жизнь человека в раю. Этим и завершится всемирно - исторический процесс эманации вселенского разума. Эта идея раскрывалась не сразу и не перед всеми. Существовало 9 степеней посвящения. Каждая из более высоких степеней посвящения давала исмаилиту доступ ко все более сокровенному эзотерическому знанию.

1-я знакомила посвящаемого с тем, что смысл Корана аллегоричен. На У1 степени такое аллегорическое толкование давалось и обрядам. Наконец, в 1Х степени растворялись все исламские догматы вплоть до учения о бытии божьем. Бог - личность исчезал полностью. Исчезало и учение о втором пришествии последнего пророка. Это тоже признавалось аллегорией. Пришествие его означало распространение истины и знания среди всех людей.

Итак, в сердцевине мусульманства гнездились учения, не имевшие ничего общего с религией. Внешняя оболочка, предназначенная для посвященных низших степеней, была лишь орудием в руках избранных немногочисленных носителей тайного знания.

Духовная аристократия в рамках мусульманства задолго до возникновения подобных организаций в Европе, создала подпольные организации, существовавшие в Х веке и позже в Багдаде, Басре, Самарканде и других центрах под названием « Братья чистоты ». Интересы этого ордена не замыкались в отличие от суффиев в сфере чистого знания, а уходили и в область политики.

Исмаилиты основали халифат в Северной Африке и в Египте, их влияние распространилось и на Сирию и сохранялось до 1171г., когда халифат был свергнут.

Начиная с Х века мусульманский мир сотрясался возникшими движениями, носившими религиозно- политическую окраску.

Возникло движение кармалитов. Основная идея- создание высшей социальной справедливости в соответствии с первичной исламской религией.

В мусульманском мире всегда были люди, стремившиеся к самостоятельному мышлению, свободному от гнета религии.

Конечно, вольнодумство проявлялось не в открытой форме. Вольнодумные мотивы звучали в проповедях у суффиев, кармалитов, мутазилитов. В их вероучениях присутствовали идеи пантеизма. Бог и Вселенная – одно целое. Те же идеи в сочинениях выдающегося средневекового мыслителя Ибн Сины (Авицены), жившего 980- 1037г. Он утверждал, что бог - первопричина вселенной, он и есть вселенная. Поэтому мир вечен, как и бог.

Аналогичные взгляды у великого мыслителя средневековья Авероэса. 1126-1198г.

Материя вечна, поэтому нет никакого смысла говорить о ее сотворении. То, что именуется творением, есть не что иное, как род движения. Бог не создавал мир и не вмешивается в происходящие в мире процессы. Нет дуализма бога и мира, нет бога -личности, существующего вне мира и над ним и сотворившего его. Отвергалось Ибн Синой и Авероэсом возможность воскрешения тел, следовательно Учение о страшном суде. Неверие в существование Ада и Рая в религиозной трактовке.

Поэт и философ суффий Омар Хаям писал:

« Когда Вселенную настигнет день конечный, И рухнут небеса и путь померкнет млечный,

Я за полу схватив Создателя, спрошу – За что же ты меня убил, владыка вечный.»

Во многих произведениях мыслителей того времени недвусмысленно формулируется вывод о ложности всех религиозных учений. «Коран создан людьми» – настойчиво твердили вольнодумцы. « Всякие почести и восхваления Корана – признак глупости»- заявляли мутазилиты. В одном из посланий « Чистых братьев» было заявлено, что Шариат растоптан, т.к. он погряз в невежестве и заблуждениях.

Утверждение о ложности всех религий встречаются в сочинениях арабского свободомыслия Аль – Маари. Он писал: » Вера и неверие. Коран, текст котрого тщательно изучается, Библия, Евангелие. У каждого народа есть своя ложь, в которую однако люди свято веруют. Может ли после этого какой-либо народ хвалиться, что он идет путем праведным?.»

В средневековье вышла книга « Трактат о трех обманщиках». Его авторство до сих пор не установлено. Один из предводителей кармалитов говорил: » Три лица принесли людям порчу – пастух, лекарь и погонщик верблюдов. Наибольший из них обманщик – погонщик верблюдов.»

Авторство трактата приписывают Джордано Бруно, Спинозе и германскому императору Фридриху П, жившему в первой половине ХШ века. Он был известен своими связями с арабским миром.

Выдающийся арабский поэт и мыслитель Аль-Маари из Сирии, живший в Х1 веке в своем сборнике стихов «Обязательность необязательного» писал:

Твердят христиане « Всесилен Христос!»

Ну, как не дивится той силе?

Какой бы всесильный безропотно снес

Когда его смертные били!

Нам хвалят евреи свое божество,

О добром твердят Иегове.

Он добрый ? Как странно.

Тогда отчего он требует жертвенной крови.

Обряды персидские дико смешны.

Царю удивляюсь Хосрову.

Ведь чтобы очиститься персы должны

Умыться мочою коровы.

Разумностью, логикой веры своей

И ты не хвались, мусульманин.

В дороге, пройдя мимо сотен камней,

Лишь в Мекке целуешь ты камень.

Религии хитрым сплетением слов

Силки для людей расставляют.

Различны силки – неизменен улов,

Глупец в них всегда попадает.





Обратно к содержанию