введение наука гармонии жизни эзотерика востока и запада история мировых религий статьи и публикации
 





Обратно к содержанию



ИЩУЩИМ, СТРЕМЯЩИМСЯ, ЛЮБИМЫМ.



Дорогой друг!



Если ты искатель истины, искренне стремящийся понять смысл жизни, тайну смерти, если ты читаешь эзотерическую литературу, но не знаешь, что тебе делать с информацией, содержащейся в книгах, если у тебя не возникло пока единого, целостного мировоззрения, которое даст ответ на все твой вопросы; если тебя волнуют не только текущие мелочи жизни, но и цель жизни, смысл ее страданий и радостей; ты ощущаешь, что в жизни есть глубинный смысл, что все, что происходит, имеет определенную закономерность, значит, я могу рассказать тебе свое мнение о том, что тебе надо делать далее.

" Если человек мало знает, мало читал и мало думал, разговаривать с ним трудно."

Г.Гурджиев.

Надеюсь, что это сказано не о тебе.



Поэтому совсем не к каждому человеку я могу обращаться. Я обращаюсь к тем, кто читает эзотерическую литературу не из праздного любопытства, не потому что в некоторых слоях общества это сейчас модно, а потому что внутри есть жажда найти смысл жизни, есть неудовлетворенность, даже если в материальном смысле все обстоит неплохо. Читать разрозненную даже очень " раздуховную" литературу недостаточно. Ваше представление о жизни и о цели конкретно вашей жизни не изменится.

В самом начале, в сознании должно возникнуть системное мировоззрение, которое объясняет устройство Вселенной, дает представление об истинном источнике вселенского Бытия, т.е. об Абсолюте, о Законах развития жизни и человека. Знание о том, что скрывается за феноменом рождения и что следует за смертью, что такое "Судьба", знание, что это не слепая хаотичная сила и не воля Бога. Знание о том, что ты сам творец своей судьбы, что ты сам ответственен за все обстоятельства в своей жизни, что глупо искать врагов, надеяться на случай и тратить свою жизнь в борьбе с окружением.

Это системное Знание поможет тебе жить, сделает тебя более мудрым, терпимым, стойким. Главное, оно откроет самую большую тайну для современной культуры – для чего мы приходим в этот мир, в чем смысл всех страданий и радостей и что нужно делать, чтоб не прожить этот период нашей бесконечной жизни бесполезно.



Это знание должно утвердиться в сознании, т.е. стать убеждением. Ты должен понимать, что материальные устремления и религиозные учения недостаточны и никуда не могут тебя привести. Но, хочу привести мнение известного Мастера Г. Гурджиева : "Система знаний без усилий к изменению себя, не имеет ни смысла, ни значения."



Поэтому в этой книге я хочу говорить о самом главном для тебя, о методах работы со своим сознанием, о том процессе, который называется " духовное развитие".



Б Е С Е Д А     П Е Р В А Я.



" Идущий во тьме, не знает куда идет."



Библия.



Духовность – это не религиозность. Духовность – это постепенное совершенствование духа человека до того возвышенного состояния, когда человек не в состоянии творить зло. Когда в нем формируется братское отношение ко всему живущему, когда в нем просыпается любовь к своей планете, когда он начинает понимать, что он часть единого живого организма – Вселенной.

Человек – самое удивительно устроенное существо на нашей планете, хотя сам он очень мало знает о своей реальной природе. Он включает в себя физический и духовный мир одновременно. Физическая жизнь его тела похожа на жизнь растения. Многие его желания и эмоции родственны желаниям и эмоциям животных. Но человек обладает рядом свойств, которые принадлежат только ему, которыми животные не обладают. Это развивающееся в человеке интеллектуальное сознание. Есть еще более высокие способности, чем интеллект, скрытые во всех людях, но проявляющиеся только в некоторых. Затем в человеке есть удивительная способность, которая называется волей. Современный человек мало понимает, что это такое. Воля – это сила " Я" - сила высшего сознания. Волей современный человек называет маленькие инстинктивные желания. Воля – это не я " хочу". Воля – это сила, это проявление концентрированного умственного решения. Эта сила возникает только тогда, когда человек достигает уровня развития высокоразвитого интеллекта. Эта сила увеличивается по мере развития более высокого сознания, чем интеллект.

Но, подобно маленькому ребенку, который не знает о человеке взрослом, в которого он в будущем превратится, сейчас человек проявляет небольшой ум, не очень развитое сознание, небольшие способности. Он ничего не знает о своих скрытых потенциальных свойствах.



Современный человек является несовершенным существом с неограниченным потенциалом развития и трансформации. Основной смысл существования человека в физическом мире – развитие, трансформация ума и сердца. Все трудности, препятствия, страдания, которые он неизбежно вынужден переживать во время своей земной жизни, вызваны его несовершенством и подталкивают его к развитию, к изменению. Судьба человека полностью определяется его способностью к самосовершенствованию. Если человек пока еще очень далек от того, чтоб задумываться о себе и стремиться что-то в себе изменить, и он сам существо довольно примитивное и судьба его довольно проста. Все, что требует от него его жизненная программа – это под воздействием жизненных ударов, начинать думать о причинах жизненных трудностей. Программа его жизни - это несколько отдалиться от животного уровня и более активно включать свой пока еще примитивный ум.

Его задача – приблизиться к интеллектуальному уровню развития.

Интеллектуального человека жизненная программа заставляет обернуться к себе, увидеть проблемы своих трудностей и страданий в свойствах своей личности. Увидеть негативное воздействие на свою жизнь больного эгоизмом сознания. Все обстоятельства жизни заставляют его развивать интеллект, учат его гармонично общаться, учат понимать и принимать ближнего. Т.е. жизнь подталкивает интеллектуального человека к развитию мудрости.

Чем более развит человек, тем более сложные задачи ставит перед ним жизнь. Если вы проанализируете свою жизнь, вы не сможете не заметить, что все обстоятельства как бы подталкивают вас к следующему уровню развития.

Жизненные программы каждого человека имеют одни и те же тенденции – это подталкивание к развитию.

Жизнь мудрого человека устремляет к духовному развитию.



За последние 1000 лет внешний образ жизни человека изменился до неузнаваемости. Мы живем в цивилизации расцвета науки и техники. Но эта цивилизация не имеет никаких знаний о структуре Космоса, о Законах, управляющих жизнью и о том, что наш внутренний мир есть космос внутри нас. Высший авторитет современной цивилизации в вопросах о человеке – психология, тоже почти ничего не знает о нем. Для современной психологии у человека должно быть только два вида сознания – бодрствующее и сонное. Психология считает, что высшей формой сознания является " самосознание" т.е. размышление интеллектуального человека о себе. Все остальное есть отклонение от нормы. Она отрицает существование высших проявлений сознания. Сведения других людей достигших более высоких областей ума, она считает "фантазиями", иллюзиями, воображением. Все измененные состояния сознания она причисляет к сумасшествию, галлюцинациям, истерии, выходу на поверхность бессознательного.

Тем не менее, есть школы и есть люди всех веков и всех рас которые достигали эти высшие уровни.

Существует 2 плоскости сознания, выше " самосознания". Первая, которая выше самосознания – сознание " Я ". Это сознание гораздо выше самосознания человека способного отличать "я" от "ты". Эта стадия значительно выше той, на которой находится большинство людей. Это " знание", а не предположение или вера в " Я ". " Я " знает, что оно реально, неуничтожимо, бессмертно.

Измененные состояния сознания с точки зрения Восточной культуры – редкие драгоценные состояния, возможность войти в более высокие сферы своего сознания.

Этот опыт переживали все мистики, все основатели мировых религий.

Моисей в состоянии глубокого транса получил 10 заповедей. Иисус во время сорокадневного медитативного опыта получил решение своей судьбы. Тексты Корана, посланные Магомету, просветление Будды под деревом – все это произошло в состоянии глубокого транса, т.е. измененного состояния сознания.

Потенциально эти высшие сферы есть у всех людей, но для достижения их требуются особые методики. Сам факт достижения этих высших сфер сознания человека свидетельствует о глубинной трансформации личности, о достижении ею духовных качеств. Но, так как наука отрицает существование высших миров, современная психология тоже остановилась на самом примитивном представлении о человеке.

Поэтому в наше время внутренний мир для западного человека остается по - прежнему непостижимым и загадочным. Восток много тысяч лет стремился познать внутренний космос человека. Там все эти тысячелетия разрабатывали методы постижения внутреннего мира, достижения внутреннего ядра человека, то, что называется сущностью человека, его истинным " Я ". Восток знает больше о человеке, чем Запад. Запад значительно отстал. Только в последнее время на Западе стали популярны различные методики развития сознания человека. Но, на Западе не очень вдаются в суть этих методик.

Человек обладает животной природой, человеческой и духовной. Парадокс человека состоит в том, что, обладая духовной природой, он совершенно не знает ее.

В предыдущие тысячелетия в структурах официальных религий были разработаны идеологии, которые должны были устремлять человека к духовному совершенствованию. Но это совершенствование имело очень незначительные цели – несколько отдалить человека от инстинктивного, животного уровня, развить в нем больше человечности. Все требования современных западных религий - " не убий", " не укради" и т.д. – это обращение к человеку-животному, злобному, нетерпимому, примитивному, умственно ограниченному. В начале рождающейся новой эпохи Водолея, в условиях неизбежного возникновения новой цивилизации, идеи всех предыдущих религий становятся устаревшими и потому не действующими.

Идея Индуизма и Буддизма – о необходимости духовного развития с целью ускоренного освобождения от ужасов земного существования перестала быть убедительной для современного человека.

Христианская и мусульманская доктрина о воскресении с последующим вечным блаженством или вечным страданием тоже потеряла свою убедительность.

Поэтому мы живем в цивилизации, когда предыдущие религиозные идеологии стали идеологиями умирающими, теряющими свое влияние на население планеты.

Все существующие религиозные учения требуют от человека соблюдения определенного поведения. Но, поведение человека есть отражение его сознания. Поведение всегда отражает тот уровень развития, который человек достиг. Ни христианство, ни мусульманство не предлагают своим последователям никаких методик изменения сознания. Все их призывы и методы – это стремление не раздражать высшее мифологическое существо – бога, и уберечься от низшего – беса. Поэтому их последователи остаются на уровне примитивно мыслящих существ, умственных рабов. Путь духовного развития для них закрыт. Да и сами иерархи этих религий не имели опыта мистических переживаний, это просто высшие чиновники политической структуры, они особо высоким уровнем развития не обладают.

От человека требуется только рабское смирение перед властью жрецов, слепое доверие к их догмам и униженное согласие со своим врожденным греховным состоянием. В то же время жрецы этих религий требуют признание того факта, что именно они являются собственниками " т.н. духовности". Под этим словом они подразумевают слепое соблюдение ритуалов и церемоний церкви, молитвенное усердие и абсолютное подчинение установкам церкви.

В реальности, духовное развитие предполагает радикальное изменение качеств личности, рождение милосердия и сострадания, пробуждение скрытых возможностей ума, изменение сознания и как результат изменение способа существования и деятельности человека. Прежде чем человек достигнет такой фундаментальной трансформации, он проходит несколько критических стадий.

1. Человек теряет смысл жизни, он оказывается в бесцельном бытии.

2. Теряет смысл в "духовном" существовании, которое предлагает та или иная религия. В начале это было стремлением быть в коллективе единомышленников, стремлением причислять себя к какой-либо религиозной структуре. Я - христианин, Я – мусульманин, Я – буддист. Но, так как сейчас все религии переживают тенденцию к умиранию, их требования не соответствуют современным условиям жизни, кроме того, современный человек имеет такую огромную информацию о жизни, что многие верующие ощущают свою принадлежность к той или иной религии, как разрушение самоуважения.

3.Сомнение в истинности догмы и ощущение своего одиночества.

Все эти проявления есть предвестники становления личности на реальный путь духовного развития. Каждый ищущий на своем опыте знает, что вначале незаметно, потом все интенсивнее события жизни начали подталкивать его к изменению направленности жизни. Это всегда сопровождается внешним или внутренним кризисом. Это может быть болезнь, угроза смерти, угроза потери близких, крушение карьеры, потеря работы, измена жены или мужа, потеря ребенка.

Внутренний кризис обязательно сопровождается неким фактом, который изменяет все предыдущие представления и убеждения. Это может быть книга или открывшееся учение или встреча с каким-то человеком.

Человек еще не знает, как ему следует жить далее, к чему стремиться, как справиться с тоской и чувством одиночества, с все углубляющимся ощущением бессмысленности человеческого существования.

Мучит вопрос о смысле жизни. Духовный кризис проявляется как сильное чувство неудовлетворенности.

Человек ставится в ситуацию кардинального выбора. Либо примириться с этими состояниями и как-то жить далее. Либо искать источник знания о том, как ему следует жить. Это зов его духовного центра. Если человек не услышит зов к развитию, он потом будет сожалеть об упущенных возможностях т.к. его жизнь будет наполнена чувством никчемности и пустоты привычного блеклого существования.

Если человек услышит этот зов жизни, его судьба и личность изменятся. Отныне он будет идти другим путем, путем трансформации, развития сознания, путем смерти Эго. Если он услышал зов своего Духа и откликнулся на него, довольно скоро он заметит что изменились его жизненные цели. Все то, что казалось раньше ценным, перестает быть таким. Он начнет ощущать сильное влияние, которое исходит из его центра, которое поворачивает его личность к другим целям, заставляет его интересоваться только определенными темами, книгами. Он заметит, что как-то довольно быстро изменилось его окружение. Его стали привлекать только те люди, у которых схожие устремления. Все остальное уходит на второй план. Этот период в жизни Ищущего Г. Гурджиев назвал развитием внутреннего магнита. В Индии его назвали бы " вступившим в поток". Это вступление означает, что он достиг определенного этапа своего развития. Далее, еще не одну жизнь, он будет развивать свое сознание, бороться с Эго. В конце его усилий должна родиться новая духовная индивидуальность. Это процесс очень медленный. В начале это будет ощущаться как расширяющееся чувство свободы от всех цепей и зависимостей прежней личности. Зависимости от мнений, от пропаганды, от предубеждений, от навязанных штампов и приоритетов толпы и т.д. Результат процесса расширяющейся свободы – рождение новой личности. Эта личность еще очень далека от духовности, но это уже другая личность, с новыми идеями, целями и устремлениями. Жизнь человека наполняется новыми смыслами. Он становится свободным от желания быть кем-то, свободным от общепринятых представлений о счастье, постепенно уходит стремление к накопительству материальных благ. Его неудержимо начинает притягивать новый путь, он ищет источник знаний и общение с единомышленниками.

Человек не может достичь мудрости не пережив внутренний кризис души, зова его духа к развитию. Конечный этап его развития проявится в стремлении служить другим.

Ценность людей, достигших высокого уровня развития, для жизни общества очень велика.

Мы переживаем в жизни много кризисов и каждый подталкивает нас к более высокому уровню развития. Но, много кризисов и много жизней надо прожить человеку, прежде чем он достигнет мудрости, терпимости, любви и сострадания. Прежде, чем эгоистичная потребность заботится только о себе, сменится потребностью служить другим. Прежде, чем благо другого станет основой оценки всего происходящего в жизни.

Современный человек не очень понимает, в чем ценность его жизни, т.к. не понимает смысла своего существования. Он живет механически, мало понимая, что происходит в его судьбе и почему, живет, вслепую участвуя в жизненном потоке, рабски подчиняясь штампам и понятиям о жизни той среды, к которой он принадлежит. Он убежден в одноразовости человеческой жизни и потому эгоизм – высшее божество современного человека. Он подчинен ему полностью. Он служит ему, рабски подчиняясь его требованиям, он отождествляет его с собой. Современный человек, являясь полностью существом внешним, мало задумывается о себе, имеет о себе ложные, часто фантастические представления и потому не знает своего злейшего врага, который является причиной всех его несчастий. Этот враг присутствует в его сознании, заставляет его определенным образом действовать, формирует те отношения, которые потом будут доставлять ему страдания не одну жизнь. Человеку надо достичь определенного уровня развития прежде, чем он увидит его и начнет с ним бороться. Борьба эта займет много жизней, но, в конце концов, он победит. Тогда родится новый Человек – любящий, мудрый, творческий. Возникнет индивидуальный духовный центр, который подобно Солнцу нашей солнечной системы, будет влиять одним своим существованием на жизнь окружающего его мира.

В чем же ценность человеческой жизни?

В том, что это не только период накопления положительного и отрицательного опыта, накопления сильных впечатлений, которые далее из подсознания довольно активно будут влиять на поведение, мышление и чувства в следующих жизнях. В том, что человек может использовать это довольно короткое время для развития себя, для изменения своего сознания и своей жизни. Если человек не использует возможности этой жизни, он поступает глупо. Такая жизнь, такие возможности больше никогда не повторятся. Будут многие другие жизни, он будет другой личностью, будет жить в иной среде, но это воплощение прошло без результата. Эта жизнь не вечна. Она когда-нибудь закончится. Смерть неизбежна, а время смерти неопределенно, потому что есть много причин, вызывающих смерть. Когда смерть приходит, человек не может взять ничего материального из этой жизни. Он может унести с собой только свой опыт, свой более развитый ум, если он смог этого достичь. Способность любить, понимать, принимать, если он успел за время этой жизни развить более высокие подпланы своего астрального тела. Зная об этом, Иисус говорил: " Не копите ценности, которые может испортить моль или ржавчина, т.е. материальные вещи. Копите ценности духовные, потому что это богатство, которое остается с вами навсегда". Поэтому время жизни не стоит тратить попусту, а использовать его для развития.

Тот человек, который не верит в будущие жизни, не будет стремиться накопить высшие ценности. Он полностью поглощен борьбой за материальные вещи и только к концу жизни, возможно, начинает смутно ощущать, что жизнь его прошла зря.

Доказать существование будущих жизней довольно просто. Каждый человек обладает сознанием. Оно принадлежит каждой конкретной личности. Современная культура утверждает, что ребенок наследует качества своей личности от родителей. Но, по собственному жизненному опыту мы знаем, что ребенок очень часто абсолютно отличается от своих родителей. Один ребенок точно также отличается от другого, хотя они родились от одних и тех же родителей. Заблуждение современной науки состоит в том, что человеку приписывается некий набор из наследия отца и матери. Если бы это было так, то ребенок обладал бы всеми знаниями, мнениями, предпочтениями отца и матери, так как в этом случае его сознание является продолжение их. Но, это не так. Ребенок, находящийся в утробе матери уже обладает своим сознанием. Значит, это сознание есть продолжение того сознания, которого он достиг в предыдущей жизни.

" Ничто не возникает из ничего и никуда не исчезает. Все имеет свое продолжение". Это Закон сохранения энергии и материи. Соответственно, сознание не может возникнуть ниоткуда и исчезнуть в никуда. Оно продолжается. Каждый человек приносит с собой в новую жизнь то сознание и те качества личности, которые он смог развить в предыдущей жизни. Эта жизнь дана ему для развития сознания и для совершенствования личных качеств.

Наше тело - это дом, в котором живет духовный человек. Т.е. человек, обладающий развивающимся сознанием. Взять с собой в новую жизнь и в новое жилище из этого материального мира мы можем только духовные богатства. Они уходят вместе с нами в новую жизнь, в новое тело. Такое накопление ценностей гораздо важнее накопления материальных богатств. Хотя бы потому, что материальные вещи – ценности одноразовые, а духовные – вечные.

Итак, ценность жизни состоит в том, что во время земного существования мы проходим уроки страдания и счастья, конфликтов и понимания, уроки мудрости и самопожертвования и благодаря жизненным столкновениям развиваемся.



Обратно к содержанию