введение наука гармонии жизни эзотерика востока и запада история мировых религий статьи и публикации
 





Обратно к содержанию



Б Е С Е Д А     Д Е С Я Т А Я.



В У веке нашей эры буддистский монах Буддахагоша создал труд, посвященный медитации. Практика начинается с достижения моральной чистоты. Это - культивирование добрых мыслей, слов и дел. Считается, что это помогает усилению внимания во время медитации.

Гнев, раздражение – ведет к отвлечению внимания во время медитации. Очищение ума от гнева, раздражения и эгоизма непременное условие для практикующего.

"Очищение" - является одной из трех главных частей в буддистской системе тренировок. Двумя другими частями являются концентрация и проницательность.

Очищение, концентрация и проницательность тесно связаны. Очищение души облегчает концентрацию, а та развивает проницательность. По мере углубления в практику, моральная чистота для человека становится естественной. В буддизме правила очищения души различны для мирян, неофитов и монахов. Для мирян существует 5 запретов – убийство, воровство, внебрачные половые связи, ложь и опьяняющие напитки.

Для неофитов этот список расширяется до 10 предписаний, а первые 5 становятся более строгими. У монахов 227 предписаний и правил, которые регулируют их жизнь.

Чистота понимается не только как внешнее поведение, но как достижение нравственного ума, который управляет всеми проявлениями человека. Практика очищения содействует созданию спокойного и дисциплинированного ума. Моральная чистота – это чистота ума.

Проницательность или полнота внимания, это абсолютно честный контроль над своими проявлениями. Это видение своих качеств такими, какими они есть. Человек становится посторонним наблюдателем своих мыслей и чувств, что подготавливает его к пробуждению сознания.

В буддизме считается что, так как на состояние ума человека действует состояние людей его окружающих, человек должен окружить себя людьми такого же образа мыслей, т.е. общаться с " людьми пути". Группа устремляет человека, способствует его медитации. Общение с нервными, обеспокоенными жизненными проблемами людьми, не ведет к бесстрастию и спокойствию.

Цель очищения – ум спокойный и готовый к медитации. Концентрация – достижение одно направленности ума. Цель – сфокусировать поток мыслей на отдельном объекте, предмете медитации. Далее ум не только направляется на объект, но проникает в него. Ум полностью стремится достичь с ним единства. Цель концентрации – накопление ментальной энергии до такого состояния, когда происходит трансформация ее в более высокие уровни сознания. Конечная стадия концентрации – достижение глубокого состояния медитации с измененным состоянием сознания – Нирваны. В этом состоянии угасают желания, привязанности и эгоизм. Это приводит к коренной ломке сознания. Обычное эгоистичное сознание человека полностью утрачивается и более никогда не возвращается. Человек более не способен на гнев, ненависть, раздражение и т.д. Результат этого глубинного состояния – моральная чистота. Это становится для достигшего единственно возможным поведением. Эгоизм умирает, все желания, связанные с корыстными интересами, перестают руководить поведением человека. Человек становится святым.

Количество вхождений в Нирвану определяется уровнем мастерства медитирующего.

Эти вхождения ведут к полной смерти эго. Окончательное освобождение от эго происходит после этого факта в течение 7 жизней.

Достигший Нирваны, утрачивает жажду чувственных переживаний, стремлений к собственной выгоде, имуществу и похвале. Он не может больше причинять вред другим живым существам. Бесстрастие характеризует его отношение ко всему. Категория "враг" уходит из его сознания вместе с неприязнью. Половая активность невозможна для него. По отношению ко всем внешним объектам преобладает невозмутимость.

При дальнейшем развитии он становится Архатом "Пробужденным святым". Он свободен от страданий и от таких действий, которые принесли бы ему карму в будущем. Естественность и спонтанность проявляются во всех его действиях. Он полностью живет в настоящем моменте. Для него невозможна даже малейшая склонность к недоброжелательным мыслям и делам. Основой его поведения становится любовь, доброта, альтруизм, сострадание. Сердце Архата переполняет безграничная любовь ко всем созданиям.

Медитация приносит многообразие измененных состояний сознания. Кроме внимания и концентрации, которые используются в индийской и буддистской традициях, изменение сознания может быть достигнуто движением как в суфизме, управлением дыхания, визуализацией.

С помощью медитативного опыта достигается преображение сознания, что вызывает трансформацию личности. Это и есть цель пробужденного сознания.



В традиции Индии есть путь Бхакти.

Это путь преданности, любви и поклонения Божеству. Основной прием – повторение вслух, про себя или ментально имени Бога. Стремящийся должен повторять его постоянно в повседневной жизни. Перебирая бусы, поклоняющийся повторяет имя Божества с каждой бусиной один раз. Есть метод синхронного повторения имени Бога и дыхания. Цель практики – сделать привычку из повторения сильнее всех других ментальных привычек. Постепенно мысли о почитаемом Божестве всецело захватывают ум. Человеку тоже рекомендуется общаться с людьми, разделяющими его путь.

Рекомендуется " даршан" - посещение святых людей.

Успех зависит от моральной чистоты.

" Чистота, это сама основа, на котором покоится все здание Бхакти."

Вивекананда.



Для успеха поклоняющемуся важна помощь Гуру. Он является посредником между ним и Божеством.

Как и на всех путях, нравственная чистота сначала является волевым актом, а потом становится естественным результатом самой практики.

Любовь к Богу может быть выражена в форме отношений к своему другу, к супруге, к ребенку. Все человеческие взаимоотношения могут быть возвышены через практику Бхакти Йоги. Человек помнит о божестве в каждый момент своей жизни. Это та концентрация ума, которая способствует накоплению энергии и трансформации его в новое более возвышенное качество. Это создает "любовное опьянение", экстаз. Это состояние в индуизме называется Самадхи. Такие же чувства блаженства, восторга и радости характерны и для успешной концентрации.

Характерный бхакти – йог Шри Рамакришна, который впадал в состояние Самадхи при малейшем намеке на объект его поклонения. То, что в начале начиналось как внешняя любовь, в конце концов, становится постоянным пребыванием в Самадхи т.е. в блаженстве. Состояние Самадхи свидетельствует о достижении своего " Я " или сознания Лотоса.

" Когда человек любит Бога, вся Вселенная становится дорога ему. Вся его природа полностью очищается и изменяется "

Вивекананда.



Бхакти был известный индийский поэт и святой Кабир.



Скрытое учение Иудаизма Каббала исчисляет свою традицию с древних времен. Эта тайная эзотерическая традиция впервые появилась в Европе в средние века

и ее передача продолжается и сейчас.

Каббала считает, что мир состоит из нескольких уровней. Каждый план представляет собой законченный мир. Эти планы расположены иерархически. Верхняя часть каждого плана соответствует нижней части плана, расположенного выше. Т.е. планы перетекают постепенно сверху вниз. Каждый план соответствует некоторому состоянию сознания человека. Большинство людей имеют низкое сознание, такое же, как у животных. Обычный человек несовершенен и ограничен т.к. он существо низшего плана. Он живет механической жизнью, слепо стремится к удовольствиям и избегает боли. У него нет желания поднимать уровень своего сознания. Каббала стремится показать ученику его ограниченность и дать ему тренировку для достижения более высокого сознания, где он перестает быть рабом своих инстинктов. Для этого он должен наблюдать за собой, чтоб увидеть проявления своего Эго, свои слабости. Он должен стать безучастным наблюдателем своего проявления. Тогда эго принижается. Большинство каббалистов не стремятся достичь еще более высокого уровня развития.

Для работы ученику надо найти учителя, который будет руководить его самонаблюдением.

Как видите во многих системах развития требуется одно и тоже : понижение влияния Эго, то, что в индуизме и буддизме называется " очищение души."

Необходима тренировка воли и способность к неослабному вниманию. В буддизме это называется " полнота внимания".

Далее ученик приступает к медитациям. Инструкция к медитациям составляет тайную часть учения Каббалы. Известно, что они используют концентрацию на каком-либо слове из молитвы. Метод тот же, что и в буддизме. Мысли исчезают. Ум оказывается в безмолвии, ментальная энергия не расходуется, а накапливается, что приводит к достижению более высокого уровня сознания. Есть медитация – концентрация на святых именах Бога. Повторяя имя, ученик направляет свое внимание вверх, к сферам сверх сознания. Его сознание может пережить экстаз, тогда его будет переполнять восторг и счастье.

Итогом каббалистического пути есть соединение сознания с богом внутри человека. Тогда он становится сверхчеловеком " цадиком", святым. Он окончательно победил Эго. Он приобрел такие качества – невозмутимость, безразличие к похвалам и порицаниям, чувство единства с богом, дар пророчества.



Христианский Исихазм.



Первыми христианскими монахами были отшельники, жившие в 1У веке н.э. в удаленных частях египетской пустыни. Они искали уединения в пустыне, чтоб общаться с Богом. Их источником вдохновения был Иисус и его учение.

Постоянная память о боге, как это делают Бхакти и каббалисты, была главным способом служения. Отцы - пустынники медитировали, повторяя вслух или ментально отдельные фразы из писания. Самой популярной была молитва : " Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного." В сокращенной форме: " Господи, помилуй." Они повторяли ее в течение всего дня, пока это становилось столь же естественно, как дыхание. Они тоже делали упор на чистоту, она нужна была для концентрации.

" До тех пор, пока душа не очищена от скверных мыслей, она не может молитвенно содержать Бога."

В православии сохранилась эта традиция повторения "Иисусовой молитвы". Это называется Исихазм. Это постоянное взывание к Иисусу, отвлекаясь от всех других мыслей. Исихасты считают, что ум, захваченный чувствами, далек от Бога. Преодолеть чувствующее сознание и выработать безмолвный ум – значит быть с богом. Требования к исихастам – уединение в келье, ограниченное питание, молчание, полное выполнение церковных ритуалов, посты и практика молитвы.

Иисусова молитва должна быть связана с дыханием.



Очищение души, глубокая медитация, постоянная память о боге распространены и в католичестве. Святой Августин требовал от монахов очищения сердца, сосредоточенности на самом себе. Он писал: "Когда внимание ума полностью отворачивается от телесных ощущений – это называется экстаз. Душа воспаряет к небесам больше, чем во сне, но меньше, чем при смерти."

СУФФИЗМ.



Для суффия основной человеческой слабостью является зависимость от низшего " я". Ученик стремится избавиться от нее. В этом большую роль играет медитация.

Из одного текста :" Медитация в течение одного часа, лучше чем ритуальное служение в течение года." И еще: " Суффием является тот, кто сохраняет свое сердце чистым".

Здесь, как и в предыдущих системах требуется постоянная память о боге. Память о Боге сопровождается танцем. "Танец открывает душу для божественного влияния."

Цель медитации – сосредоточить свое внимание на Боге. Те же способы концентрации ума на одном объекте.

Суффий должен оставить мир и жизнь посвятить духовным исканиям. Для успешной борьбы со своей плотской природой, необходимо уединение. Он часто становится нищим. Эта стадия называется " отречением."

Память о Боге. Эту практику суффий продолжает каждый момент бодрствования. Постепенно Эго суффия умирает. Его существо становится совершенным. Он приобретает черты духовного существа.

В ХП веке было написано руководство для суффиев. " Суффийские наставления для начинающих." Ими пользовались во всем мусульманском мире. Многие наставления похожи на советы буддизма, индуизма, Каббалы и ранних христиан. Точно так же как Бхакти, советуют придерживаться сатсанг. " Суффий должен общаться с людьми одного с ним склада и с теми, из общения с кем, он может извлечь пользу."

Начинающий должен присоединиться к знающему учителю и подчиняться ему во всем. Как и в Нагорной проповеди, правила гласят: " Не стоит заботиться о средствах на жизнь. Не стоит втягиваться в накопление."

От суффия не требовался обет безбрачия, но дается совет – " лучше избегать женитьбы и подавлять желания дисциплиной, постом, бдением и паломничеством."

У каждого суффийского Мастера, ордена и группы есть свои собственные методы, технические приемы для обучения. Но цель одна и та же.

Суфизм считает, что люди спят, но не ведают об этом. Первым шагом для пробуждения является шок. В этом состоит одна из функций суффийских поучающих историй. Эти истории имеют много смысловых уровней. Не все извлекают одни и те же уроки из этих историй, т.к. это зависит от уровня развития.

Согласно суффийской психологии, наши проявления являются сутью нашей низшей души. За ними надо вести постоянное наблюдение. Путем беспристрастного критического наблюдения за своими низшими желаниями, мыслями и поступками, можно разрушить их власть над умом. Таким образом, заменить отрицательные качества на положительные.

Совершенный суффий находится в состоянии равновесия. Это позволяет ему жить в мире, а не вне его.

Правдивость в мыслях и в делах. Способность ставить чужие интересы выше своих собственных, постоянная память о боге, великодушие, бесстрашие и способность умереть благородно – вот высший идеал поведения суффия.

ТРАНСЦЕНДЕТАЛЬНАЯ МЕДИТАЦИЯ.



Это наиболее известная техника медитации на Западе. Махариши Махем Йог – создатель ее, является наиболее знаменитым йогом Запада. Он сделал удобную для американцев медитацию, которая была разработана в Индии.

Теоретическое основание ее – учение Веданты Шанкарачарьи. Целью Веданты является объединение ума искателя с бесконечным сознанием Абсолюта.

Техника медитации – повторение мантры, санскритского слова. Махариши утверждает, что выбор мантры для каждого человека является фактором первостепенной важности. Повторение персональной мантры в медитации, должно привести ум в состояние " очарованости",. т.е. в более высокие состояния.

Специфика подбора мантры для каждого человека покрыта тайной. Ученик должен хранить мантру и не произносить ее вслух. Мантры не являются специально предназначенными для Т.М. Они происходят из санскритского языка. Вера в то, что подходящие мантры даруют определенные блага, широко распространена в Индуизме.

В результате медитации с повторением мантры, возникает спокойствие ума. Целью медитации является трансцендентное сознание, когда ум достигает переживания блаженства.

Махариши отрицает необходимость нравственного очищения. Оно возникнет в результате " космического сознания "

Согласно Махариши " Истинная добродетель приобретается через повторное вхождение в Самадхи."

Цель медитации для американцев – лучшая сопротивляемость жизненным стрессам и ежедневным напряжениям. Возникает уравновешенность. Человек становится более удовлетворенным своей судьбой, более свободным от желаний.

Методики достижения более высоких состояний не существует.



ИНДИЙСКАЯ ТАНТРА И КУНДАЛИНИ ЙОГА.



Тантрическая традиция является разработкой древних шаманских практик. Они нашли свое отражение в индийских и в буддистских системах медитации.

Индийская Тантра изменяет сознание с помощью восходящей энергии, которая находится в латентном состоянии. Тантрическое учение Кундалини йоги говорит о гигантском резервуаре энергии, расположенной в основании позвоночника. При восхождении по позвоночнику, она проходит через 6 центров, достигая 7-го центра на макушке.

Когда Кундалини собирается в той или иной чакре, она активизирует определенные энергии, характерные для этой чакры. Каждая чакра соответствует душевным состояниям, которые овладевают умом человека.

1-я чакра Муладхара расположена между анусом и гениталиями. Ей свойственны следующие состояния – борьба за выживание, грубая сила, чрезмерная озабоченность своим телом и здоровьем, страх за свою безопасность.

2-я – сексуальность и чувственность. Она расположена несколько выше гениталиев. При активности этой чакры в человеке преобладает похоть, жадность, жажда чувственных наслаждений.

3-я – стремление к могуществу и влиянию на других. Она расположена выше пупка. Убеждение, манипулирование в собственных целях, навязывание своей воли – таковы свойства сознания этой чакры.

Большинство людей зависят от душевных состояний, при которых активны эти три чакры. Цель Кундалини - йоги подъем энергий вверх к высшим центрам. Так же как Каббала стремится поднять сознание на высшие планы.

4-я чакра в центре груди. Олицетворяет бескорыстную любовь и служение другим. Чистая любовь матери к своему ребенку истекает из этой чакры. Эта любовь сочетается с состраданием.

Когда Кундалини активизирует 3 высшие чакры йог переживает трансцендентные состояния.

Медитирующий стремится высвободить энергию Кундалини из нижних чакр и поднять ее к высшим чакрам.

Когда она достигает 7-у чакру йог испытывает состояние экстаза. Он становится свободным от сознания трех нижних чакр.

Тантризм уникален по разнообразию методов. Используются мантры, янтры, пранаяма, асаны и майтхуна. Майтхуна – пробуждение шакти ( энергии Кундалини) через ритуальные контролируемых половые сношения.

Ритуальные сношения – мощное средство для подъема шакти, позволяющее поднять энергию к высшим планам.

Майтхуна – одно из 5 действий, находящихся под общим запретом среди индийских йогов. Но она используется тантристами " левого пути."

Первые 4 запретных действия – поедание мяса, рыбы, употребление спиртных напитков и выполнение некоторых мудр.

Когда Кундалини обосновывается в Лотосе, возникает неописуемое блаженство, глубокое спокойствие. Человек обладает сверхъестественными силами.

Медитация – корень всех тантрических практик, подъем Кундалини – средство, Самадхи – цель.



ДЗЭН.



Японская школа " ДЗЭН" связана с китайской школой " Чань " медитации. Некоторые дзэн медитации такие же, как в индуизме и буддизме – полнота внимания и проницательность к своим проявлениям и концентрация.

Современный учитель ДЗЭН Ясутани предложил начинающим концентрироваться на дыхании. Цель – достижение спокойствия и собранности ума в гуще действительности. Его ученики занимались техниками концентрации, пока наработали немного ментальной силы, возникающей вследствие одно направленности ума. Вследствие этого возникает невозмутимость, решительность и готовность к Сатори. Сатори – проникновение в истинную реальность, т.е. проницательность, первичные проявления интуиции.

Дзэнская сидячая медитация - концентрация на процессах внутри человека, бдительность и полнота внимания, без оценок. Просто наблюдение.

Практике Дзадзэн сопутствуют внезапные сатори, видения и интенсивные ощущения. После периода неоднократных Сатори, придет переживание Самадхи.

Учителя подчеркивают необходимость совершенствования достигнутого, путем продолжения медитации. Дзэн делает некоторый упор на моральных предписаниях. Но считается, что моральные изменения являются следствием изменения сознания, которое происходит в результате практики дзадзэн.



4-тый ПУТЬ Г. ГУРДЖИЕВА.



Духовная система Гурджиева является синтезом религиозных учений востока, приспособленной для западного человека. Сам Гурджиев назвал его " 4-тый путь", " Путь хитрого человека". Человек не удаляется от мира для медитаций, а работает со своим сознанием в процессе взаимоотношений с людьми, животными, имуществом и идеями. Гурджиев считал, что продвинутый ученик должен поделиться своими знаниями с другими. Поэтому после него возникли многочисленные группы, которые развивали свои методы.

Гурджиев утверждал, что большинство людей не имеют осознанного внимания ни к окружающему миру, ни к себе. Они спят. Человек живет автоматически, откликаясь на влияние других людей, космические влияния и рефлексы на инстинктивные потребности.

Так же как Будда, он считал, что обычное состояние человека – страдание. Человек полностью подвластен эгоизму и животным инстинктам. Но страдания могут дать толчок к освобождению.

Путь освобождения своего сознания от эго и животных инстинктов лежит в программе трансформации сознания.

В начале эта программа начинается с самонаблюдения.

" Мы должны осознать наше истинное положение спящего автомата и узнать каковы мы есть на самом деле."

Г. Гурджиев.

Это то, что в буддизме и др. системах называется " полнота внимания."

Это переходит в следующую стадию, когда человек видит не только себя совершенно объективно, но и все остальное с полной объективностью. Это называется в системе практики буддизма " проницательность". Объективное сознание – это кульминация метода. Сознание человека становится не эгоистичным.

Восприятие мира с таким сознанием полностью меняется.



Как видим, каждая духовная система имеет сходство с другими и каждая уникальна. Но все они нацелены на процесс трансформации сознания человека. Различия только в методах.

Так, Каббала, Христианство, Бхакти и Суфизм считают необходимым предварительное моральное очищение. Гурджиев считает, что это не надо. В ТМ и в ДЗЭН считается, что нравственные изменения придут, как следствие медитации.

Большинство медитативных систем считают что ашрам, или компания себе подобных – необходимое условие для работы по совершенствованию.

Большинство считают первостепенной важности тренировки концентрации и полноты внимания. Но цель у всех школ одна – достижение более высоких уровней сознания. По мере усиления концентрации растет блаженство и потеря чувственного сознания. Этот метод направлен на развитие и усиление однонаправленного ума. Техника " Полноты внимания " предлагает непрерывную бдительность в каждый момент осознания себя. Некоторые школы используют обе практики и концентрация внимания на предмет медитации и полнота внимания к своим проявлениям. Так принято в Суфизме.

Но, цель всех направлений – изменение сознания.

Каждая система, описывающая метод концентрации, описывает одно и то же.

Потеря чувства осознания себя, концентрация внимания на объект для исключения других мыслей и чувство небывалого восторга.

Однако в медитации могут возникнуть многие иные состояния измененного сознания.

Управление дыханием, визуализация способствует формированию иного типа измененного состояния сознания. Я использую в медитациях метод управление дыханием и визуализации. Это глубокое переживание предлагаемых в медитации ситуаций, которые должны изменить отношение личности ко многим явлениям жизни, отождествление со своей личностью, проявляющей духовное отношение к жизни, к людям, животным, переживание своего бессмертия, и т.д.

Преображение сознания является целью этих медитаций, потому что они изменяют личность, изменяют ее отношение к жизни.

Все типы медитаций способствуют достижению " пробужденного" или " просветленного" состояния сознания.

" Мудрец знакомый с тайным искусством

погружения в медитацию, вдыхает космические энергии. В процессе постоянной практики он приобретает сверх способности."

Из китайских текстов.



Обратно к содержанию