введение наука гармонии жизни эзотерика востока и запада история мировых религий статьи и публикации
 





Обратно к содержанию



Б Е С Е Д А Д В А Д Ц А Т Ь С Е Д Ь М А я.

Итак, подведем итог.



Как только человек начинает отождествлять себя с интеллектуальным умом, тот начинает внушать:» ты лучше, добрее умнее и красивее». Бесчисленное множество жизней человек находится в иллюзии отделенности. Он борется с миром, само утверждается. Он постоянно пытается утвердить, увеличить силу своего положения как отдельной уникальной личности, обеспечить ее безопасность, власть над окружающим миром, удовлетворить желания. Это основные тенденции его поведения очень много жизней. Он борется и страдает очень много жизней. Его борьба создает ему интенсивные страдания. Чем больше он борется с жизнью, с окружением, тем больше он страдает. Источник его страданий – его стремления утвердиться, завоевать, захватить. Совершенно был прав Будда, который говорил, что источник страдания – желания вещей, которые непостоянны. Он не имел ввиду только материальные вещи. Это может быть желание власти, славы, денег, любви. Человек в этом состоянии страдающего и борющегося находится много жизней.

Но, наконец, нечто происходит с его сознанием. В каждом рождении он последовательно отождествлял себя вначале с телом, потом с чувствами, потом с умом. Все, что он мог накопить, он хватал. Вначале был устремлен к накоплению вещей, потом к накоплению чувственного опыта, потом к накоплению информации. Нет принципиально никакой разницы между человеком, который отождествляет себя с телом и тем, кто отождествляет себя с умом. Тенденция поведения одна и та же – накопить, усвоить, сделать своим. Много жизней человек накапливал и хватал вещи, материальные предметы и только в этом видел смысл своего существования. Затем он стал накапливать чувственные переживания. Затем перестал интересоваться вещами, переживаниями, его стала интересовать информация. Он накапливал чужие мысли, идеи. Усваивал их и считал своими. Это то же накопление. Тот же захват. Не важно, что накапливает человек, важно тенденции к накопительству.

Но, в одном из рождений, человек начинает чувствовать, что его суета не имеет смысла. Его перестают интересовать все виды накопительства. Он смутно ощущает, что смысл жизни в другом. Он уже уверен в том, что не может быть так, что суета и стремление к накопительству есть подлинный смысл существования человека. На этом этапе развития возникает угроза того, что могут вообще пропасть все желания. Желания необходимы человеку. Не нужно искусственно заглушать в себе желания. Это может вызвать уродливые внешние проявления. Идея « отсутствия желаний, как необходимое условие развития», дана Буддой для людей, развивших интеллектуальное сознание, людей устремленных к высшим мирам. Желания – необходимое условие человека, развивающего интеллектуальное сознание, так как стремления к их удовлетворению, приводит человека к столкновениям с этим миром, что инициирует развитие интеллектуального сознания. Желания вообще являются источником всех усилий человека. Без желаний был бы застой, не было бы борьбы, движения, эволюции. Не было бы вообще развития жизни. Чтоб расти, надо быть деятельным. Человеку надо пройти много опытов. Набор опытов ему обеспечивают только стремления удовлетворить свои желания. Смерть желаний приводит только к полному отказу от деятельности, значит к прекращению развития.

Ощущение своей уникальности и отделенности, что характерно для неразвитого интеллекта, родит эгоизм. Эгоизм необходим на первой стадии развития, так как он родит желания, является стимулом развития. Но, уже после развития интеллекта эгоизм становится злом, силой, препятствующей дальнейшему развитию человека.



Чем сильнее эгоизм тем активнее развивается человек, тем больше опыта, больше столкновений, больше энергии в достижении эгоистичных целей, больше движения.

Но потом эгоизм начинает препятствовать духовному развитию. Далее развитие человека может идти только одним путем – эгоизм должен медленно и постепенно слабеть. В конце концов, он должен вообще отмереть. Но, должны ли умереть желания человека? Может быть должна возникнуть бесстрастная, выхолощенная раздуховная личность? Конечно, нет. Единственно, что должно произойти, должна поменяться направленность желаний. Желания достичь что-то для себя становятся все менее проявленными, а все более проявленным становится альтруизм. Желания усиливаются, но это становится желанием достичь чего-то для всех. Только тогда деятельность человека становится бескорыстной. Бескорыстной, не в том смысле, что он не получает денег за деятельность. В том смысле, что он не использует свою деятельность для достижения своих эгоистичных потребностей. Он руководствуется желаниями для общих интересов.



Если человек все предыдущие жизни старался увеличить наслаждения и сократить страдания, то, перешагнув рубеж, он начинает понимать, что всякий опыт учит. Он начинает понимать ту истину - что бы ни случилось, все правильно. В одном из рождений человек настолько пресыщается погоней за иллюзорными ценностями, что на мгновение освобождается от подстегивающих желаний. Это мгновение, когда он начинает понимать, что он в плену желаний, что его разум является слугой желаний; что бесконечные желания получить что-либо изматывают его силы; тогда можно считать, что человек проснулся для другой, истинной жизни. Тогда, когда он увидел, что несчастен, что он страдает, суетится, ненавидит, завидует и что это связано с потоком не прекращающихся желаний – человек открыл глаза для другого существования. Отныне его начинают притягивать другие ценности. Желания накапливать для себя начинают слабеть. Его начинает неудержимо притягивать путь в обратном направлении.

В начале обратного пути, в начале обучения, человек бывает очарован другой стороной жизни, открывшимися перспективами бесконечного существования. Он очарован совершенством Вселенной, открывшимися для него законами бытия. Смотрит только вверх. Другими словами, его интересуют знания об устройстве Вселенной, о планах бытия, о законах. При этом он забывает смотреть в реальный мир. Это проявляется в том, что он много читает, изучает, много говорит о высших планах бытия, о законах, управляющих жизнью, но при этом забывает, что он живет в реальном физическом мире. В этом мире он пока не умеет существовать по – новому. Другими словами, он без конца падает. Он говорит о высших законах, но поступает как эгоист. Очень неудобно двигаться, задрав голову вверх. Не видишь других людей, не осознаешь себя. В этот период развития его поведение чаще всего далеко от тех нравственных установок, с которыми он знакомится. Может быть, пройдет какой-то период времени в этой жизни, может быть в следующей, но он начнет понимать, что те знания, с которыми он знакомится, надо применять в реальной жизни, что надо ценить это воплощение. Не надо разделять в одной стороне жизни – реальные условия: семья, работа, сотрудники, а в другой - новые интересы и устремления. Должно быть единое существование. Все должно быть уравновешенно. Он начнет понимать, что не надо уезжать в ашрамы, монастыри, медитативные центры. Все, что необходимо для развития, уже есть. Это реальная земная жизнь. Тогда он развивает способность смотреть ввысь и вниз одновременно. Это значит смотреть на окружающее и на себя одновременно. Т.е. видеть, как он реально проявляется, как мыслит и реагирует на жизнь. Смотреть внутрь и вовне.

Следующий этап развития – это возникновение желания поскорее искоренить в себе все то, что удерживает от движения вперед. Работа со своими эго - программами и с влиянием инстинктивного сознания – болезненная работа. Придется многое претерпеть, так как открывается истинное внутреннее содержание. Исследование себя приносит боль. Но искреннее желание измениться приносит одно качество - вы начинаете принимать свою жизнь полностью, со всеми периодами счастья и несчастья, со всеми обстоятельствами. Вы начинаете понимать, что это воплощение - абсолютно оптимальное в котором вам сейчас необходимо быть, что все ситуации вашей жизни ведут вас к изменению. Вы прекращаете искать врагов, искать причины обстоятельств в других. Вы целиком примете программу, которую мы называем «жизнь». Это, конечно, происходит очень медленно и почти незаметно. Человек чаще всего этого не осознает. Но, когда он начинает понимать, что его сознание меняется в результате обучения жизнью, это резко меняет его отношение к жизни и к людям его окружающим. Он перестает делить людей на тех, кто ему улыбается и тех, кто его не принимает, т.е. врагов. Он начинает понимать, что все имеет смысл, что все ситуации в его жизни – это обучающий процесс.



Вы сами ответственны за свои чувства неудовлетворения и несчастья, а не окружающие и не жизнь, которая сама по себе пластична, нейтральна и подчинена вселенским законам.

Человек среднего развития использует все силы интеллектуального сознания для самоутверждения. Осознает он только себя, свои желания, потребности. Все остальное видит только как чуждое и враждебное себе. На этой стадии развития человек - очень опасное существо. Он гораздо опаснее животного. Животное не обладает хитростью. Человек инстинктивного уровня развития тоже не хитер. Он естественно проявляет свое низкое сознание. Человек средне интеллектуального уровня гораздо опаснее. Он использует интеллект для многих негативных проявлений. Кроме сильных инстинктов, которые им пока управляют, он использует хитрость, расчетливость для борьбы со всем, что мешает ему удовлетворить животные инстинктивные потребности и утвердиться. Утвердиться не всегда означает завоевать власть. Чаще всего он борется с теми, кто не согласен с его оценкой себя. Человек тратит в борьбе много сил с теми, кто, по его мнению, не понимает его, не признает тот образ, который он защищает. Какие образы себя мы имеем? Какое впечатление мы хотим произвести на других? Их очень много: один желает выглядеть преуспевающим, компетентным, другой - нуждающимся в помощи, эксплуатируемым. Одни хотят выглядеть хорошей матерью, хорошим отцом, хорошим бизнесменом, знатоком многих вещей, специалистом по искусству, по сексу. Один хочет выглядеть борцом со злом, причем лично он выше всякого зла. Другие желают утвердить образ высоко классного гитариста, гениального художника, поэта, певца. Может быть, ваше эго рисует образ высоко духовного человека? Все эти образы, созданные эго, не дают возможности увидеть себя настоящего, не дают нам осознать, кто мы есть на самом деле. Эти образы рьяно защищает наше эгоистичное сознание. Это делает нас очень зависимыми от мнения других. Зависимость от других создает эмоциональные состояния - злобу, страх, зависть, негодование, горе, если окружающие не подтверждают этот образ, созданный нашим эго. Это эгоистичные ловушки, которые делают нас несчастными, зависимыми от других, уязвимыми.

Человеческое существо, обладающее средним интеллектом, существо довольно сложное. Самая главная задача, стоящая перед таким человеком – предельно развить интеллект и выйти на уровень самоосознания. Но, пока, интеллект находится в промежуточной стадии. Он как бы между двумя силами. С одной стороны, сильно влияющий на поведение, на эмоции, мышление человека инстинктивный разум, инстинктивные потребности, сознание животной души. С другой стороны еще пока слабое влияние более высокого сознания, духовного разума, духовной души. По мере развития интеллекта это сознание все сильнее начинает влиять на интеллектуальную личность, побуждая ее к развитию. Посредине находится рассуждающая интеллектуальная личность, которая в каждом случае должна самостоятельно решить в каком направлении она должна двигаться. Высшая духовная душа тогда начинает более сильно влиять на интеллектуальное сознание, когда оно предельно развито, и когда силой интеллекта принижено инстинктивное сознание. Это значит постоянно отслеживать свои инстинктивные проявления, просто фиксировать их. Они в результате освещения разума начинают слабеть. Только тогда возникает возможность начинать развивать более высокое сознание, сверх – сознание.

Мне очень хочется, чтоб переоценка смысла жизни случилась с вами намного ранее старости, того момента, когда приближается смерть. Человек, который вступил на путь развития сознания, должен развиваться не автоматически, как все остальные. Он должен развиваться осознанно. Надо увидеть свое прошлое и отбросить его. Оно не имеет смысла, оно ушло, не надо к нему возвращаться. Прошлое ушло навсегда. Сейчас все другое. Вы – несколько изменившаяся личность, обстоятельства другие, опыт может быть совершенно другой. Отбросьте мечты о будущем. Когда оно станет настоящим, тогда и будем его переживать. Планировать его бесполезно, оно вряд ли будет соответствовать вашим планам.

Когда в результате ваших усилий начнут сокращаться фикции о себе, исчезнет проблема борьбы и отстаивания себя в этом мире, отстаивания своего образа, тогда высвободится много энергии для творчества. Когда начинает исчезать темнота внутри, более светлым становится внешний мир.









Обратно к содержанию